Недели по Пасхе

                                                                               

                                                                               Светлая Седмица: 29 апреля – 4 мая

Неделя 2-я : 5 мая  - уверение апостола Фомы. Антипасха

                                                                               Неделя 3-я : 12 мая – святых жен-мироносиц

                                                                               Неделя 4-я : 19 мая – о расслабленном

                                                                               Неделя 5-я : 26 мая – о самаряныне

                                                                               Неделя 6-я : 2 июня – о слепом

                                                                               Неделя 7-я : 9 июня – память отцов 1-го Вселенского Собора

По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Святого Духа Своим апостолам и ученикам.

 

9 июня 2019 год

Неделя 7-я по Пасхе

Память отцов 1-го Вселенского Собора

(в 2019 году – 2 июня)

От Иоанна, глава 17


1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,

2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,

8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.


Архиепископ Георгий (Вагнер)

Сегодняшний воскресный день — между праздниками Вознесения Сына Божия и Сошествия Святого Духа — посвящается ежегодно памяти Святых отцов Первого Вселенского собора Христовой Церкви. Собор, память которого сегодня совершают во всем мире православные христиане, состоялся в 325 году после Р.Х., в царствование императора Константина Великого, в Никее — городе Малой Азии. Это было первое собрание епископов из почти всей той части вселенной, которая уже была в это время оглашена проповедью Евангелия. Всех собравшихся на соборе было 318.

Тогда впервые в истории — именно после того, как сама Римская империя в лице императора Константина стала поклоняться Кресту — пастыри Церкви Христовой могли собраться на такое большое собрание, чтобы совместно исповедовать в силе Духа Святого основы веры церковной, унаследованной от апостолов. Этим Никейским собором начинается ряд семи Вселенских соборов, которые еще раз со всею ясностью перед лицом всего мира в силе помощи Святого Духа, сошедшего в день Пятидесятницы, засвидетельствовали апостольскую веру. И учение этих семи Вселенских соборов наша Православная Церковь считает ключом к верному разумению апостольского благовестия, как оно нам дано в Священном Писании. Всеобщее принятие этих семи Вселенских соборов было бы поэтому, с точки зрения нас, православных, одним из основных условий для воссоединения друг с другом разделенных христианских общин.

В силе своей священной обязанности, возложенной на них Самим Духом Святым, «поставившим их блюстителями» и пастырями Церкви Божией (Деян. 20, 28), епископы, собранные в Никее на Первом Вселенском соборе, засвидетельствовали всему миру вечную истину единосущия Бога Сына и Бога Отца. Слова собора о великой тайне вечного Богосыновства Иисуса Христа являются коротким и ясным повторением проповеди апостолов о ней. Они перешли в Символ веры всей Церкви: «Верую... во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго... Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу...» Так и мы говорим за каждой службой вслед за отцами Никейского собора. За эту веру апостольскую, возвещенную от имени всей Церкви в Никее, жили и страдали тогда, в IV веке, наши отцы по вере. За эту веру святитель Афанасий Великий пять раз в своей жизни из своего города Александрии отправлялся в ссылку. За это исповедание веры он должен был провести в ссылке больше семнадцати лет своей жизни, гонимый от самих христианских — принявших христианство, но не твердых в православном исповедании веры, а часто и просто совсем еретических, — императоров. И теперь еще исповедание никейской веры является первым условием при каждом крещении или же воссоединении с Православной Церковью.

Никейский собор имеет для нас большее, чем только историческое научное значение. И не к историческим изысканиям приглашает нас сегодня Церковь, совершая с нами память этого великого события, но — к созерцанию самых основ нашей христианской веры и жизни, являющихся живыми как тогда, так и теперь.

В своей первосвященнической молитве (Ин. 17), первая часть которой читается сегодня по всем церквам, Христос просит Отца о нашем единстве, но просит не только о единстве христиан, но и о нашем единстве во Христе, которое основано на вечном единстве Его Самого с Богом Отцом и на правильном, сознательном познании всеми этой вечной тайны единства Отца и Сына.

Христос просит Отца о нашем единстве в любви и истине. А любовь и истина, жизнь и познание — одно в Боге. Поэтому Сын Божий просит Отца: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» (Ин. 17, 21). И вместе с тем просит: «Освяти их истиною Твоею — Слово Твое есть истина» (Ин. 17, 17). И еще: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единаго истиннаго Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17, 3). Аминь


 

2 июня 2019 год

Неделя 6-я по Пасхе

О слепом

Шестое воскресенье после праздника Пасхи называется

«Неделя о слепом» (в 2019 году – 2 июня)

От Иоанна, глава 9

1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2 Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

5 Доколе Я в мире, Я свет миру.

6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,

7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.

22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.

24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Сегодняшнее, шестое по Пасхе Воскресение, носит название Недели "О слепом", или об исцелении слепорожденного. Это великое чудо описано в Евангелии от Иоанна в 9 главе и читается сегодня. 

Исцелить не просто ослепшего, а того, кто никогда в жизни не видел, рожденного слепым, — о таком чуде никогда не слышали иудеи.

И это еще одно чудо, которое совершил Христос в субботу. Такая Его последовательность продиктована желанием показать людям пагубность бездумного исполнения правил и обрядов: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк 2:27).

Только что Христа хотели побить камнями за Его проповедь в храме, и Он ушел прочь. И вот, идя вместе с учениками, увидел слепого, просящего милостыню.

Ученики стали спрашивать Спасителя: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Евреи веровали, что несчастья, которые случаются с людьми, посланы им в наказание за грехи или за грехи их родителей. Это верование было основано на законе Моисея, который гласил, что дети наказывается Богом за вину родителей до третьего и четвертого рода (Исх. 20, 5).

Христос ответил: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии." (Ин.9,3-5). Произнеся эти слова, Спаситель сотворил брение, помазал им очи слепого и сказал ему: «Иди в Силоамскую купель, омой свои глаза и будешь здоровый».

Силоамская купель находилась на священном источнике, который вытекал из-под горы Сионской на месте, которое народ израильский очень почитал. Омывшись в водах Силоама, слепой прозрел.

Фарисеи и храмовые служители в чудо не верят и, допрашивая то родителей слепорожденного, то его самого, пытаются выяснить, в чем подвох, и уличить их во лжи! Но в итоге исцеленный в простодушии своем обличает своих допросчиков, говоря: …Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Уязвленные фарисеи выгоняют его с раздражением: Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь!

Христос, узнав, что его выгнали, Сам находит его и спрашивает: Ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Слепота была попущена этому человеку для прозрения не только телесного, но и душевного, для того, чтобы он, исцелившись, умом и духом постиг то, что Иисус есть Сын Божий.

У этого события, конечно, есть духовная параллель, о которой идет речь в богослужебных текстах: духовные глаза человеку может открыть только Христос. А те, кто бахвалится прекрасным духовным зрением, то есть знанием и праведностью, могут оказаться слепы.

К сожалению, духовная слепота и сейчас распространена среди нас: часто мы уповаем только на свой ограниченный разум и на земное знание, а не ищем разумного Божественного света в смирении и молитве. Сколько слепых не физической слепотой, но болезнью более страшной: слепотой к любви и состраданию к ближним, к смыслу жизни, слепотой ко всему, что могло бы сделать нашу жизнь победой над грехом и смертью.

Слепой искал Христа, встретил Его и был исцелен Им.

Так же и мы должны выйти навстречу Христу, каждый должен взять крест своей жизни и следовать за Господом. В любых обстоятельствах: и в радости, и в скорби мы должны стремиться быть с Богом.


Священник Сергий Свешников

Христос воскресе!

Уже недолго осталось нам слышать эти удивительные слова с церковного амвона.  Подходит к концу всецерковное празднование величайшего торжества, этого спасительного делания Божия.  Вместе с ангелами на небесах мы пели воскресение Христово; встретившись со Спасителем, вместе с апостолом Фомой восклицали: «Господь мой и Бог мой!»; вместе с мироносицами мы бежали к пустому гробу, неся Воскресшему нашу боль, нашу печаль, нашу скорбь, и услышали в ответ радостное благовестие; как расслабленного, воздвигал нас Христос из греховной смерти к чистой жизни; и, как некогда самарянке, бросившей свой глиняный кувшин у древнего колодца и побежавшей возвестить горожанам о пришествии Мессии, Христос и нам предлагает оставить мутную воду мирского и греховного и напиться из неиссякаемого Божественного источника, текущего в жизнь вечную.

Подходят к концу святые дни: через три дня мы будем отмечать отдание Пасхи, а в четверг—праздновать Вознесение Господне, праздновать надежду на наше вознесение, нас, исцелённых, восставленных, очищенных Кровью Спасителя в Его едином и неделимом Теле—Святой Церкви.  Как бы научая нас, что невидимый телесными глазами вознесшийся Христос есть среди нас, открытый взору духа, Святая Церковь повествует нам о мудрости евангельского слепца и предупреждает от духовной слепоты фарисейской.

В евангельском чтении мы слышали о том, как Христос исцелил слепца, как дал зрение человеку, рожденному слепым.  Вот чудо!  «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» (Ин 9:32).  Но не чудеснее ли упорная слепота тех, кто, казалось бы, должен был видеть?  Не удивительнее ли духовная слепота фарисеев?  Каково противостояние не только вере, не только чуду, но и здравому смыслу!  «Кто он?» — спрашивает духовная слепота. — «Пророк!» — отвечает вера (Ин 9:17). — «Как он открыл тебе глаза?» -настаивает духовная слепота, не желая слышать ответа. — «Я уже сказал вам, и вы не слушали,» — отвечает вера (Ин 9:27). -  «Мы не знаем Его и откуда Он!» — заявляет духовная слепота, отрицаясь Христа, отворачиваясь от Него (Ин 9:29). -  «Это-то и странно, что Он исцелил глаза слепорождённому, а вы не знаете откуда Он,» —удивляется вера (Ин 9:30). — «Он — грешник!» — кричит духовная слепота (Ин 9:24), стараясь очернить всё светлое и высокое. — «Бог не слушает грешников,» (Ин 9:31) — вразумляет духовных слепцов мудрая вера. -  «А Этот совершил Божие чудо.»  Беснуются духовные слепцы, лжепастыри израильского народа: «Он нарушает наши привычки, Он исцелят человека в субботу; Он хочет, чтобы мы открыли наши глаза, смыли грязь с наших лиц, посмотрели на солнце, а мы привыкли к грязи, наши веки слиплись от греха, и наши глаза не видят неба; Он зовёт ввысь, а нам удобнее в гнилом подвале—убить! изгнать!» -  и постановляют убить Спасителя и изгнать спасённого (Ин 9:34).

Не одинаковы ли духовные слепцы всех времён?  Не так же и сейчас изгоняют Христа из своего сердца и из своей жизни под личиной благочестия, а часто даже не заботясь ни о какой личине?  Предлагая нам евангельское поучение о слепоте в это последнее воскресенье Пасхи, Святая Церковь всех жаждущих исцеления от духовной слепоты призывает обратиться к Источнику света и последовать мудрой вере древнего слепорождённого.  Ведь и мы, от рождения ослеплённые грехами, смотрим на мир опустевшими глазницами наших очерствевших сердец.  Но воскресение Христово, свет, воссиявший миру из гроба у Голгофы, и нам даёт воскресение, открывает и наши глаза, светит и в наши сердца, возносит и нас к Солнцу небесному,  — если только мы в простоте веры примем исцеляющую нас благодать.  Если же мы перестанем прятаться от Бога за завесой напускного благочестия, за фасадом внешней мишуры; если обратимся ко Христу-Спасителю в простоте веры, -  тогда Сын Божий найдёт и нас, как Он некогда нашёл исцелённого слепорождённого, откроется нам и укрепит нашу веру.

Обратимся же ко Христу с горячей молитвой исцелить наши глаза, наши сердца, всего человека во священный день Субботы Господней, Дня Господня; и пронесём нашу пасхальную радость  до отдания Пасхи, и через весь год, и, как основополагающий принцип, через всю нашу жизнь.

«Воскресе Христос, и падоша демони.

Воскресе Христос, и радуются Ангели.

Воскресе Христос, и жизнь жительствует.

Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе.»

(Святитель Иоанн Златоуст)

Аминь!

 

26 мая 2019 год

Неделя 5-я по Пасхе

О самарянке

Пятое воскресенье после праздника Пасхи называется

«Неделя о самарянке» (в 2019 году – 26 мая)



Событию встречи у колодца Иисуса Христа с самарянкой, через которую Он обратил целое селение посвящена пятая неделя по Пасхе.

Самаряне — малочисленная этническая группа, потомки язычников, которые заселили эту землю после пленения Вавилоном израильского народа. Их религиозные представления серьезно отличались от традиционной веры иудеев.

К моменту описываемой истории иудеи и самаряне уже на протяжении нескольких веков находились во взаимной вражде и друг с другом не общались.

Христос вместе с учениками возвращался в Галилею, на север страны, через Самарию — таков был кратчайший путь. Здесь, недалеко от города Сихем у подножья горы Гаризим Он остановился отдохнуть у колодца Иакова. Ученики же пошли в селение, чтобы купить еды.


В этот-то момент из города за водой пришла женщина с кувшином, приспособленным, чтобы спускать его в глубокий колодец. Иисус попросил ее набрать воды для Него. Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? — удивилась она. Если бы ты знала дар Божий, — ответил Христос, — и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую… Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал в ответ то, чего она никак не ждала услышать: Всякий, кто пьет эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

Тогда в своем простодушии собеседница Спасителя просит: «Господи, дай мне такую воду, чтоб мне больше не ходить на колодец!» А Христос велит ей идти в город и вернуться к колодцу вместе с мужем, чтобы Он мог разъяснить ей смысл сказанного. «У меня нет мужа», — призналась женщина. «Ты правду сказала. У тебя было пять мужей, а тот, с которым ты живешь сейчас, не муж тебе», — ответил Господь.

Она удивлена прозорливостью Сидящего перед ней, но продолжает спрашивать. Все с той же искренностью и простотой сразу принимается выяснять самый важный для нее вопрос: чья же вера — правая! «Вижу, Господи, что ты пророк! Отцы наши поклонялись Богу на этой горе, а вы, иудеи, говорите, что место поклонения Ему — в Иерусалиме». Поверь Мне, — отвечает Христос, — что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

Знаю, — не унимается самарянка, — что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

На что Господь отвечает прямо этой бесхитростной женщине: Это Я, Который говорю с тобой. Что должно было произойти в ее душе? Она бежит в город, где рассказывает о прозорливом Страннике, заговорившем с ней: не он ли Христос? И тогда жители Сихема выходят к колодцу. Господь по их просьбе два дня пробыл в этом городе, и многие уверовали в Него.


Это событие и вспоминает Церковь в послепасхальные недели. И применяет к нам слова, сказанные Христом самарянке. В кондаке это отражено так:

«На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: “Приходите и зачерпните воды бессмертия!” Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: “Даруй нам милости Твои, ибо Ты — источник жизни нашей!”»


Евангелие от Иоанна рассказывает об этом событии.

От Иоанна, глава 4:5-42

5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11  Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19  Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30 Они вышли из города и пошли к Нему.

31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.

32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,

37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41 И еще большее число уверовали по Его слову.

42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.


Священник Сергий Ганьковский

Поклонение в духе и истине

Христос воскресе!

Недавно один не очень трезвый человек, увидев на улице города священника в рясе и с крестом на груди, возопил, воздев руки горе: “Не надо мне посредников!” Пафос этого крика души понятен: есть Бог, есть я – зачем мне Церковь, зачем мне правила, кем-то неведомым установленные. Разве может кто бы то ни было, будь он хоть семи пядей во лбу, встать между мною и Богом и приказать мне: “Молись так, как я сказал!”

Смотрите, вот уже двадцать первый век пошёл от того момента, когда Бог, пожалев человека, запутавшегося в своих мудрованиях, принял на Себя “зрак раба” (Флп.2.7), то есть воплотился, стал человеком, вочеловечился, как мы поём в Символе веры, “нас ради человек и нашего ради спасения”, а проблема для современных “самарян” всё ещё не решена. Всё ещё они, подобно легкомысленной женщине из самарийского города Сихаря, не решили для себя, как и где им покланяться Богу – в храме, дома, на горе или под деревом.

Если бы дело касалось только их, мятущихся и сомневающихся, не стоило бы, наверное, говорить об этом сегодня в церкви, среди верных. Уж мы-то, кажется, свой выбор сделали, потому и стоим здесь. Однако и мы, уже сделавшие свой выбор, уже ставшие, казалось бы, членами Церкви Христовой, зачастую и самим себе не отдаём отчёта в том, что же это такое: поклонение в духе и истине. И нам временами кажется, что поклонение в истине – это просто-напросто выполнение уставных правил или, что ещё сомнительней, точное следование “преданиям старцев”, то есть неписаным традициям и обычаям своей местности, своего окружения, своего времени. Но уставы церковные переменчивы, “времена лукавы” (Еф.5.16), а что касается “предания старцев”, то Господь уже однажды предупредил нас об опасности увлечения ими: “Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим” (Мк.7.6,7). Видно, дело не в том, как персты складывать, когда крестишься, или каким святым молиться, когда зубы болят. Не в этом, видно, заключаются “дух и истина”, о которых говорит Спаситель изумлённой самарянке.

Истина не в том – “где”, и не в том – “каким образом”. Истина – в правде. Если я прихожу к Богу довольным собой и недовольным людьми, Бог мне не поможет. Да и не будет такой приход к Богу поклонением, не будет он жертвой, потому что “Жертва Богу – дух сокрушенный” (Пс.50.19). Не будет самодовольный и гордый дух принят Господом так же, как не была принята жертва фарисея, которой этот ревнитель правил и почитатель Закона столь явно гордился: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять” (Мф.23.23). Так что построй мы хоть сотню храмов, облагодетельствуй мы хоть полторы сотни страждущих и болящих и положи мы хоть тысячу земных поклонов – это не станет поклонением в духе и истине, если нет малости: если нет покаяния.

Поклонение только тогда поклонение, когда душа уязвлена сознанием собственной греховности, собственного несовершенства. Ибо зачем мне Спаситель, если я сам в состоянии выпрямить, исправить, разогнуть искривлённую грехом бедную душу мою? А истина состоит как раз в том, что я грешен и слаб настолько, что измениться и исправиться сам не могу. Но эту правду о самом себе знает лишь тот, кто многократно пробовал, кто уже “побился головой о стену” и понял – не пробить! Такой человек, конечно, не будет вопить: “Не надо мне посредников!” Такой человек не то что за “посредников” ухватится, но за каждую веточку и соломинку – лишь бы не утонуть! Только тогда и исповедуешь Христа Спасителем, когда поймёшь, что без Него тебе не выплыть. Потому и апостол Иоанн пишет своим ученикам: “И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге” (1.Ин.4.14.15). Понятно, что исповедовать Христа Спасителем и, значит, поклоняться Богу в “духе и истине” можно только в том случае, когда понял, что нуждаешься-то ты на самом деле не в богатырском здоровье или карьерном успехе, а в Нём, Который “всё знает” (Ин.21.17). Который знает, сколько “мужей” у самарянки; Который знает, как и насколько мы любим Его; Которому ведомо, правда ли мы нуждаемся в Нём как в Боге и Спасителе или нам с головой хватит неопределённого и томительного чувства причастности к чему-то “высокому”.

Самарянская блудница перешла эту грань, отделяющую того, кто одержим неопределёнными томительными предчувствиями и предпочитает остаться с ними навеки, от тех, кто ищет, алчет, жаждет помощи и благодати, кто уповает и надеется на Бога, потому что более ему надеяться не на кого. Она, ещё и не осознав этого, сделалась поклонницей “в духе и истине”, потому что уже покаялась в своём грехе, потому что уже решилась изменить свою горестную жизнь, уже пережила радость от этого своего покаяния. Потому-то ей совсем неинтересно стало рассуждать на тему о том, где кланяться Богу, ибо пришло для неё время “поклонения в духе”, о котором говорил ей Христос.

Теперь и нам, если мы и в самом деле ищем истины и правды, осталось совсем немного: покаяться с такой же глубиной и искренностью, как и она, чтобы, как и она, пережить пасхальную радость встречи со Христом.


 

Преполовение Пятидесятницы

2019 год – 22 мая

От Иоанна, глава 5: 14-30

«Но в половине уже праздника вошел Иисус в храм и учил. И дивились Иудеи, говоря: как Он знает Писания, не учившись? Иисус, отвечая им, сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Не дал ли вам Моисей закона? и никто из вас не поступает по закону. За что ищете убить Меня? Народ сказал в ответ: не бес ли в Тебе? кто ищет убить Тебя? Иисус, продолжая речь, сказал им: одно дело сделал Я, и все вы дивитесь. Моисей дал вам обрезание (хотя оно не от Моисея, но от отцов), и в субботу вы обрезываете человека. Если в субботу принимает человек обрезание, чтобы не был нарушен закон Моисеев,- на Меня ли негодуете за то, что Я всего человека исцелил в субботу? Не суди́те по наружности, но суди́те судом праведным. Тут некоторые из Иерусалимлян говорили: не Тот ли это, Которого ищут убить? Вот, Он говорит явно, и ничего не говорят Ему: не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня. И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки́, потому что еще не пришел час Его.»

Название праздника – Преполовение – означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками – Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи. Отмечается в среду 4-ой седмицы (недели) после Пасхи и длится восемь дней (до отдания в среду пятой седмицы по Пасхе). В 2019 г. этот день выпадает на 22 мая.

Наименование праздника Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни Своей земной жизни, в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил.

Согласно предписаниям Торы, евреи должны были свято соблюдать три важнейших праздника: Пасхи (Песах), Пятидесятницы (Шавуот), и Кущей (Суккот).

Праздник Суккот начинался в 15-й день седьмого месяца лунного календаря (Тишрей) и продолжался семь дней. Суккот был посвящен окончанию жатвы и сбора урожая, а переселение в кущи (шалаши, украшенные зеленью и ветвями деревьев) напоминало о том, что “Господь поселил в кущах сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской” (Лев. 23. 43). В восьмой день (Шмини Ацерет) торжество оканчивалось особым жертвоприношением (мусаф) и молитвенным собранием (см. Лев. 23.33-36). До разрушения Храма и Иерусалима в 70 г. в Пасху, Пятидесятницу и праздник Кущей евреи предпринимали паломничества в Иерусалим, поскольку Закон Моисеев предписывал три раза в год являться “пред лице Господа” (Втор. 16. 16).

Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы.

Во время земной жизни Спасителя в дни Суккот в Иерусалимском Храме совершалась праздничная церемония возлияния воды на жертвенник, сопровождавшаяся молитвой к Богу о своевременных обильных дождях и богатом урожае в следующем году. Воду черпали из источника Силоам (см. Ин. 9. 7.) около Иерусалима, приносили в Храм и выливали на жертвенник. Возлияние воды сопровождалось таким весельем, что даже возникла поговорка: «Кто не видел веселья возлияния воды на жертвенник, тот никогда в жизни не видел веселья». Об этом обряде ничего не говорится в Библии, но он подробно описывается в Талмуде. Блаженный Феофилакт Болгарский считал, что Ветхозаветный праздник Кущей является пророческим прообразом всеобщего Воскресения.“Поставление кущей означало воскресение, когда соберутся все плоды наших дел, а хижины наши (тела), разрушенные смертью, снова восстанут”.

В преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм Иерусалимский и учил. Иудеи, слыша учение, произносимое Господом в праздник, «дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» От Божественного учения Господа преполовение стало праздником для Церкви Христовой.

День Преполовения – древний христианский праздник. О нем упоминал в своих поучениях свт. Иоанн Златоуст. В V веке Анатолий Константинопольский, в VII – преподобный Андрей Критский, в VIII – св. Иоанн Дамаскин, в IX – преподобный Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми Церковь ныне восхваляет Господа в праздник Преполовения Пятидесятницы.

Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской, и Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподоблял воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после литургии совершает водоосвящение, прося Господа «напоить жаждущие души водами благочестия».

Тема образа воды, как символа благодати Святого Духа красной нитью проходит через все церковное богослужение в период от Пасхи до Пятидесятницы. Впервые этот образ встречается в Пасхальном каноне, который составил св. Иоанн Дамаскин, - “Придите пиво (питие) пием новое, не от камени неплодна чудодеемое (ср. Исх. 17. 3-6), но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Немже утверждаемся”. Следующие два воскресных дня - Фомино и Жен-мироносиц - посвящены событиям, подтверждающим действительность Воскресения Христова.

Но начиная с четвертой недели, тема воды как символа изливающейся благодати Святого Духа проявляется в Евангельских чтениях и богослужебных текстах все настойчивее. Исцеление расслабленного у купели Вифезда, беседа с самарянкой у колодца Иаковлева, исцеление слепорожденного в водах источника Силоам содержат этот образ. Но с особой ясностью он раскрывается в богослужебных текстах праздника Преполовения: “Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, Источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе” (Тропарь Преполовения).

Церковный устав повелевает в Преполовение совершать освящение воды, что является очевидным отражением ветхозаветного храмового обряда в богослужении Церкви.

Богослужение праздника Преполовения Пятидесятницы по своему содержанию предвосхищает торжество новозаветной Пятидесятницы, и является связующим звеном между двумя великими христианскими праздниками.

 

19 мая 2019 год

Неделя 4-я по Пасхе

О расслабленном


Четвертое воскресенье после праздника Пасхи называется

«Неделя о расслабленном» (в 2019 году – 19 мая)

Связь с Пасхой предыдущих трех недель (Светлая, Антипасха, Жен-мироносиц) совершенно очевидна. Но почему вдруг в воскресенье четвертой недели после Пасхи мы вспоминаем историю об исцелении Христом расслабленного? Дело в том, что четвертая неделя — это «экватор» между Пасхой и Пятидесятницей, днем сошествия Святого Духа на апостолов. В эту неделю празднуется Преполовение Пятидесятницы, т. е. полпути отделяет нас от Пятидесятницы, или Дня Сошествия Святого Духа. И все события после своего рода «экватора» и до этого великого праздника Церковь отмечает постольку, поскольку они имели место как раз во время иудейской Пятидесятницы.

Евангелие от Иоанна рассказывает об исцелении расслабленного.

От Иоанна, глава 5:1-15

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов.

3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

Господь наш Иисус Христос пришел на праздник в Иерусалим. У Овечьих ворот этого города стояла купальня, называемая по-еврейски Вифезда, что значит «Дом милосердия». Она представляла собой два водоема, которые были вырыты еще в VII веке до нашей эры у ворот Иерусалима, через которые проводили жертвенных животных, омывая их перед этим. Один раз в год являлся Ангел Господень и исцелял первого спустившегося после этого в купель больного человека. У Овчей купели среди многочисленных жаждущих исцеления после чудесного возмущения воды Ангелом, Он встречает расслабленного, лежащего без всякой надежды на выздоровление уже 38 лет и никогда не успевавшего первым войти в воду по возмущении ее.

Христос спросил страдальца, хочет ли он выздороветь? Расслабленный ответил Ему, что никогда не сможет попасть в купель первым. Тогда Иисус Христос сказал: «Встань, возьми постель твою и ходи». Болящий тут же поднялся, взял то, на чем лежал, и пошел полностью здоровым.

Господь сотворил это чудо в субботу, что стало причиной для недовольства иудейских священников и старейшин.

Не описано, как дальше сложилась судьба исцеленного Христом расслабленного. Однако евангелист Иоанн оставил упоминание о том, что позже Христос встретил его в храме со словами: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».

Тексты богослужения Недели о расслабленном обращают внимание на наши расслабленные души.

 

12 мая 2019 год

Неделя 3-я по Пасхе

Святых жен-мироносиц,

праведных Иосифа Аримафейского и Никодима


Третья Неделя по Пасхе (в 2019 году – 12 мая) носит название Недели святых жен-мироносиц. В этот день Церковь совершает память:

Жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны  и иных;

А также: Праведных Иосифа Аримафейского и Никодима

Мужчины больше философствуют

И сомневаются с Фомою,

А мироносицы безмолвствуют,

Стопы Христа кропя слезою.


Мужи напуганы солдатами,

Скрываются от ярой злобы,

А жены смело с ароматами

Чуть свет торопятся ко гробу.


Людские мудрецы великие

В ато′мный ад ведут народы,

А белые платочки тихие

Собой скрепляют церкви своды.


Александр Солодовников

Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю по Пасхе побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.

В богослужении этой Недели из всех близких ко Христу учеников особенно трогательными чертами описывается великий подвиг преданности и любви к своему Учителю и Господу святых жен-мироносиц: «Почто мира с милостивными слезами, о, ученицы, растворяете?»

Пример жен-мироносиц показывает, как много тепла, сострадания и любви Господь вложил в душу женщины, которая, благодаря этому, способна на великие дела любви и самопожертвования, если она будет жить во Христе и со Христом, как заповедует апостол, «в неистлении кроткаго и молчаливаго духа» (1 Петр. 5, 4). 

От Марка, глава 15,16

43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.

44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?

45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.

Глава 16

1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.

2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,

3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?

4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.

6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.

7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

 

5 мая 2019 год

Антипасха

Воспоминание уверения апостола Фомы


От Иоанна, глава 20

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого.

23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.


Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой.

Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его.

С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.

Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.

Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, — отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь.

На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). «Вложу руку мою в ребра Его» — из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.

На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим». Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.

Однако эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…» И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это — лучший путь веры. (Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания)

По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу.

Начиная с Недели о Фоме, в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания.

На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).