Назад к списку

Исцеление Иерихонского слепца

Евангельский эпизод об исцелении слепого Вартимея, который мы только что слышали, очень трогательный. Почему? Давайте вслушаемся в текст.


 Итак, откуда выходит Иисус? Из Иерихона. Это легендарный библейский город, который первым захватили евреи в земле обетованной при явной помощи Бога – благодаря тому, что неприступные стены города рухнули чудесным образом. Иерихон располагался в цветущей долине, окружённый горами, и неспроста также именовался «городом пальм» – которых там было в изобилии. Здесь же находились производства бальзама – целебной ароматической смолы, которую давало бальзамное дерево, произраставшее именно здесь. Этот бальзам был весьма дорогим лекарственным средством и поэтому составлял одну из значительных статей государственного дохода – как об этом пишет Иосиф Флавий в «Иудейских Древностях».

Неудивительно, что здесь же находилось и немало сборщиков податей – один из которых – Левий Матфей – стал учеником Христа. Одним словом, Иерихон времен Христа – это процветающий экономический центр Иудеи. И вот сюда приходит Иисус – вокруг Которого кружатся невероятные слухи, и воздух напоён ожиданием – уж не Он ли и есть долгожданный Мошиах, Мессия? Пребывание Иисуса в Иерихоне ещё больше разогрело народ – и вот, Он выходит из города, направляясь в Иерусалим. По дороге ученики затевают спор, кто из них займёт какой пост в новом правительстве Мессии. То есть – окружающие совершенно убеждены в том, что Иисус идёт в Иерусалим, чтобы объявить Себя Мессией и Царём Израиля, изгнать ненавистных римлян – и открыть Мессианскую эпоху. 

У людей внутри всё клокочет: ну неужели, наконец-то, это случится? И тут вдруг – с трудом различимый среди шума толпы голос несчастного слепца. Совершенно неуместно. Не вовремя. Не о том, о чем все сейчас говорят. Да мало ли каких вокруг слепцов? Его заставляют замолчать – а он, напротив, ещё громче начинает уже кричать и просить. 

Тогда Иисус останавливается – а вместе с Ним и вся толпа – и просит привести слепца к Себе. Ключевой вопрос: «Чего ты хочешь от Меня?» – «Прозреть!» – «Иди, вера твоя спасла тебя!» – и жизнь слепца совершает крутой поворот. 

О чем сегодняшнее чтение? Оно не только о том, что для Бога – мелочей не существует, любой, даже самый никудышный с нашей точки зрения человек для Него – драгоценный камень, любимый и желанный. 

Сегодняшнее Евангелие ещё и о том, как важно часто задавать себе вопрос: чего я хочу от Бога? Вот представьте себе: вам даётся уникальная возможность непосредственно, лицом к лицу, одной фразой озвучить Богу, что вы хотите самого главного? Как, получилось сформулировать? Почему так сложно? Да потому, что все наши подлинные желания – всегда сбываются. Подлинные – это не теоретические «хорошо было бы, если бы…» и так далее. Подлинные – это те, которые пропитаны верой: то есть мы уже предвкушаем то, как мы будем жить, когда они исполнятся. Кто очень сильно чего-то желает – уже частью своей души живёт в желаемом – и это есть – действенная вера. Вартимей, ещё будучи обречённым на слепоту, уже понимал, как он будет жить, когда прозреет – и верил в это. Вот почему и услышал: «вера твоя спасла тебя!» 

И теперь – самое болезненное: а мы на самом деле готовы к исполнению нашего самого главного желания? Или это желание – всего лишь хитрое прикрытие для того, чтобы жить совершенно другим? 

Помоги же нам, Господи, научиться быть предельно честными в общении с Тобой!