Назад к списку

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.

В последний день сырной седмицы мы за Божественной литургией получаем церковное напутствие к предстоящему подвигу поста, как дорожную карту, как ориентир – как нам пройти этот путь, ведущий к Пасхе, потому что пост сам по себе не имеет смысла, если он не приводит к Пасхе. 


 И не напрасно святые Отцы сравнивали этот путь с путешествием Израиля по пустыне, которое заняло 40 лет – и не все дошли; точнее будет сказать, дошли единицы. И хотя наш путь по пустыне поста длится только шесть недель, у нас тоже, как показывает опыт, будут потери: от уныния, от завышенных требований к себе и к другим и от прочих «радостей» пустыни. Нам даются некоторые ориентиры, чтобы мы могли правильно и без потерь преодолеть пустынную и пересеченную местность.

Первое – это призыв к прощению. Следующий призыв – избавиться от лицемерия. Господь говорит, что когда постишься, не будь, как лицемер, который явно показывает свой внутренний духовный подвиг молитвы и поста, а умой лицо свое и помажь главу свою, то есть будь бодр и весел, но неси внутри свой подвиг, чтобы Господь, видя твое тайное, воздал тебе явно. Из Послания к Римлянам мы узнаем, что Господь призывает не осуждать тех, кто не постится, или тех, кто несет свой подвиг иначе, чем мы, или тех, кто совершенно не видит нужды и не чувствует потребности в пощении. Человек в своей обыденной жизни слишком небрежен; наши силы, данные нам для жизни, мы расплескиваем на вещи, недостойные того. Многие живут в ненависти, еще больше людей живет обидой – на своих близких, на страну, на своих бывших друзей, которые их предали, на детей и родителей. Мы слишком часто оживляем эти обиды, раскладываем по вечерам, как пасьянс на столе, снова и снова проигрываем мучительные воспоминания, и ради мучений тратим все силы жить, все время и внимание на оживление прошлого, которого нет и никогда не будет, и я даже сказал бы – не было. Правда, иногда приходится иметь дело с очевидными злодеями, явными мерзавцами. Как на них не обижаться? Как не питать к ним ненависти и не желать им зла? Но жизнь человеческая слишком коротка, а силы человека исчерпаемы, поэтому глупо тратить их на ненависть. Где сокровище ваше, говорит Господь, там и сердце ваше будет. А мы часто тратим силы жить на иллюзии. Какая привычная картина: хорошо живет человек, в достатке и свободе – и жалуется, ропщет, тоскует. Жизненные силы он тратит на иллюзии и миражи будущего: что я сделаю, когда буду еще богаче, еще влиятельнее, стану еще на одну ступеньку выше... А жизнь проходит, и радости от нее никакой. Но ведь Господь не для этого создал человека, – не для того, чтобы он пресмыкался перед богами собственного производства. Бог творит человека для того, чтобы тот жил и получал от этого радость. А как же я могу получать от жизни радость, если все силы жить я расплескиваю на свои иллюзии, на ненависть, на обиды, на лепку новых своих лиц и масок, на стяжание богатств, мне совсем не нужных и не приятных. Как приятно иногда держать на руках малышей, которые являют собой совсем еще не осознанный талант – радоваться жизни. Держишь такую кроху на руках, а его глаза, его ручонки тянутся к миру, жадно и радостно принимают его, впитывают в себя все его разнообразие. Как мало у нас этой жажды жизни. Созерцание ребенка будит в каждом взрослом умиление и ностальгию: когда-то я был человеком.

И пост, как всякий духовный подвиг и духовное упражнение, имеет целью помочь человеку подобраться, собрать воедино свои жизненные силы, перестать питать собой жизнь идолов и призраков, мучающих нас. И только тогда благодарность коснется нашего сердца, и мы увидим, как же много прекрасного и живого вокруг нас, сколько замечательных людей дает нам Бог, сколько мне Господь дал попробовать вкусного, слушать и чувствовать прекрасную музыку, помнить замечательных встреч... Человек, который живет за скобками своей собственной жизни – какая нелепость, какая жалость и какая тоска. Мрак души моея! 

Но сегодня мы слышим напутственное слово апостола Павла: Ночь прошла, день приблизился. Пост – это путь к Пасхе, путь к настоящей жизни, к подлинной радости жизни. Но достичь этой радости можно только через пост, и первый шаг в сторону Пасхи – отказаться от ненависти и обид, поэтому это воскресенье и называется прощеным. Если мы прощаем людей, отказываемся жить в ненависти и обиде, нам возвращается сила жить. Поэтому нам стоит попробовать отбросить нашу жестокую справедливость, бесконечную борьбу за правду ради правды, потому что никакая правда наша не стоит живого человека, пусть даже и виновного перед нами. Простим вся воскресением, – вот оно, пасхальное звучание прощеного воскресенья. В воскресении, в Пасхе, которой и живет Христова Церковь, главный дар – жизнь, и жизнь с избытком. И этого избытка хватает на всех, даже на ненавидящих нас. И вот так – бодро и с надеждой – пойдем навстречу подлинной радости, которая есть подлинная жизнь, достигающая нас в Воскресении. 


АпостолПослание к Римлянам святого апостола Павла, глава 13: 11-14 


Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

Глава 14: 1-4 

Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стои́т он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его. 

Евангелие от Матфея: глава 6:14-21 

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.