Назад к списку

В день памяти сорока Севастийских мучеников

Чествование сорока Севастийских мучеников всегда было большим событием в Православной Церкви.


 Издревле, с самого времени их мученической кончины в 320 году. Церковь торжественно прославляла этих святых. Они приняли страдания за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Тогда уже был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания, но были еще отдельные вспышки гонений перед той полной победой, когда христианство утвердилось во всей Римской империи.

Эти войны приняли страдания за Христа в ледяном Севастийском озере. Их смерть была особенно славной, потому что они имели возможность избавиться от страданий. На берегу озера была растоплена баня, и каждый мог оставить место мучений и прибегнуть к этому спасению.

Их подвиг памятен для нас тем, что один из воинов не выдержал и предпочел безопасную, благополучную жизнь без Христа смерти со Христом. Это видел один из стражников, По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там где стоят эти мученики, - жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Видя мученические венцы, сходящие на воинов, он закричал: « И я христианин!» - присоединился к ним, чтобы вместе с ними разделить и страдания, и славу.

Церковь с самого начала увидела в этом образе то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви. Так или иначе мы оказываемся перед этим выбором. Либо мы должны пожертвовать Христом ради своего благополучия, либо пожертвовать своим благополучием ради Христа. Ни один человек не может обойти этот выбор.

И слово Писания каждого человека призывает быть со Христом, быть с Богом, принадлежать Царству Небесному. Но много званных, - говорит Христос Спаситель, - и мало избранных.

Но в чем разница между первым и вторым? Как можем мы понимать слова Христовы? Званые Богом, призванные в Царство Божие – это весь мир, это все люди, потому что Христос пришел в мир для всех людей. Для тех, кто жил до Его воплощения, для тех, кто был современником Его земного служения. Христос Спаситель пришел для нас вами и для всех тех, кто еще только будет вызван из небытия к жизни.

И никогда не рано прийти ко Христу человеку в юности, и никогда не поздно прийти ко Христу человеку в старости. И каждый, приходящий к Господу, по дару Его любви имеет надежду участвовать в Его вечном Царстве. И тайну Царству Божия, полноту любви Христовой открывает нам Господь в притчах.

И сегодня слышали мы о работниках одиннадцатого часа. Они, нанятые трудиться уже вечером, от господина виноградника получают ту же награду, что и нанятые рано утром. Притча, которая говорит о таинственном и непознаваемом в земных образах, может стать для человека абсолютной реальностью Царства Божия.

Так это случилось с одним из сорока Севастийских мучеников. Он был стражником обреченных на смерть мучеников, но, видя их веру, таинственно созерцая венцы славы, которые уготовал им Господь, этот человек и сам уверовал, исповедал себя христианином, и тоже принял смерть, и тоже получил венец славы и жизнь вечную.

Говоря об образном языке притчи, обращаясь к символам Священного Писания, мы сознаем, что Сам Христос и господин виноградника, и Сам Христос и виноград. Господь говорит о том, что Он есть виноградная лоза, о том, что человек, чтобы принести плод, должен пребывать в Нем, и о том, что человек сам по себе не может творить ничего.

Но человек может захотеть быть со Христом, человек может всю свою жить направить к Богу, человек может свое сердце открыть навстречу Христу Спасителю. И тогда благодать Христова будет освящать человека, будет преображать его из званого в уже избранного.

Так это было и в жизни всех святых. И апостол Павел говорит, что мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех. И с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на Начальника и Совершителя веры Иисуса, Ему же и слава во веки веков. Аминь.

В день памяти сорока мучеников в Севастийском озере мучившихся Святая Церковь установила совершать Литургию, облегчать пост и тем этот день делать торжественнее.