Назад к списку

О просьбе сыновей Зеведеевых

Сегодня перед нами — напряжённейшее повествование, в котором сплошные режущие глаз контрасты. Сначала Иисус говорит ученикам о том, что скоро Его предадут и убьют — и тут же совершенно нелепая, неуместная просьба апостолов Иакова и Иоанна о привилегированном положении в грядущем правительстве Мессии. 


 Сразу же — гневная реакция остальных учеников на эти странные притязания — которые, возможно, были не только у этих двух апостолов, но и у других — может, не столь явно выраженные. Одним словом, скандал на скандале. И в итоге — завершающие слова Христа, которые целиком разрешают описанные выше конфликты: Я пришёл не для того, чтобы Мне служили — но чтобы послужить Самому и отдать Свою жизнь ради многих.

Заметим: Иисус не устраивает «разборок» и «выволочек» за нарушение субординации. Он не выговаривает апостолам — ни Иакову и Иоанну, ни остальным возмутившимся. Он всего лишь выстраивает для них перспективу, в направлении которой они призываются двигаться. Хочешь быть первым? Иди, служи остальным как самый последний раб. Парадокс? Но Бог именно так и поступает. Смотрите не на людские обычаи и привычки, а на то, как ведёт Себя Сын человеческий. Он не то что не «выпячивает» Себя, Он умаляет Себя до предела, до самых низов — потому что для Него самого понятия «низа» не существует.

Нам иногда стоит переносить евангельские события в современный контекст. Например, задумаемся: Бог становится человеком. В очень религиозной среде. При этом — сравнивая с нашим временем — он даже не епископ, не священник, не диакон и — о ужас! — даже не пономарь в храме. Самый что ни есть обычный рядовой мирянин. Который стоит в храме вместе со всеми в очереди. Ничем особым не отличающийся. Ни ростом, ни исключительной красотой, ни плавностью движений или особой певучестью голоса. Самый рядовой человек. Каких — множество. То, что Иисус был именно таким, подтверждают евангелисты, когда описывают Его явления апостолам и женщинам после воскресения: они Его не узнавали, в Нём видели самого обычного человека. И в этом — величайшая премудрость Божия. Это мы с вами любим заниматься различиями: этот умный, тот — поглупее; у этой глаза очень красивые, а у той — нос большеват. И эти сравнения можно проводить до бесконечности. Но у Бога совершенно другой взгляд на каждого из нас. Любой из нас — вне зависимости от внешности и талантов — для Него — самый любимый, самый прекрасный, и самый дорогой. И это — не какое-то актёрство. Бог точно знает: во всей Вселенной, за все тысячи лет существования мира другого такого человека нет и не будет. Поэтому каждый из нас совершенно достоин Божественной любви. И Бог Сам это гарантирует. И Ему очень неприятно, когда мы начинаем соревноваться друг с другом, противопоставлять себя друг другу в чем бы то ни было. Как будто бы кто-то из нас чем-то обделён, обижен Богом. Но Сам-то Бог знает, что Он наделил каждого из нас такими богатыми возможностями, что мы и малую долю их не используем. Бог весьма щедр, и не скупится раздавать Свои милости. Надо только научиться их распознавать и благодарить — тем самым открывая ещё большие возможности.

Ошибка двух апостолов — о которых сегодня нам рассказал евангелист Марк — в том, что они попытались ухватить, присвоить себе определённые исключительные права. Но правда Божия в том, что чем крепче ты пытаешься что-то удержать — тем быстрее это просочится сквозь твои судорожно сжатые пальцы. Всё настоящее удерживается лишь тонким касанием, почти незаметным прикосновением — без всяких гарантий, замков и сейфов. Но это самое слабое оказывается самым надёжным и крепким. Чем можно измерить веру? Сколько единиц любви надо для счастья? Насколько высок градус надежды? Но ведь именно эти неизмеримые состояния души и определяют то, чем является человек по своей сути.

Помоги же нам, Господи, никогда не требовать от Тебя «гарантированного тёплого местечка» неподалёку от Тебя, а с усердием исполнять своё призвание — памятуя, что у каждого оно — уникальное!