Светлое Христово Воскресение.

ПАСХА

I Что такое Пасха

Пасха — это праздник Воскресения Христова.

Важнейшие праздники современного православного календаря называются двунадесятыми (от славянского - «двенадцать»).

Светлое Христово Воскресение – Пасха -  «праздников Праздник» не относится к данной классификации. Он стоит как бы над их кругом, потому что его значение по-настоящему уникально.

Пасха - переходящий Праздник. Его дата зависит от лунно-солнечного календаря.

День празднования Пасхи, в зависимости от года, находится в пределах от 4 апреля до 8 мая нового стиля.

На Пасху вспоминаются события, описанные в Новом Завете всеми четырьмя евангелистами — Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном. Четыре Евангелия рассказывают о днях Страстной седмицы и Воскресении Христовом.

Праздник Пасхи длится 40 дней до Вознесения Господня (2019 год: 6 июня). Весь этот период православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!».

Особенно торжественно Пасха празднуется семь дней (в 2019 году: с 28 апреля по 4 мая), поэтому эта седмица (неделя) называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник…

Царские Врата открыты всю неделю. Вся седмица (неделя) является как бы одним днем Пасхи, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6).

II Духовное освещение Праздника

Воскресение Христово — это не просто праздник. Это — суть христианства.

Апостол Павел писал в Первом послании коринфянам: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:13-14).

Пасхальные события — вот основа христианской проповеди. Христианство — не «учение», не моралистка, а просто рассказ о факте. Апостолы проповедуют только факт — событие, очевидцами которого были. Пасха не есть только воспоминание воскресения Христова, но свидетельство и залог, и предвосхищение воскресения всех нас в Нем, праздник нашего участия в Пасхе Христовой. Христос воскрес и пребывает с нами во веки. И уже ничто, ни смерть, ни жизнь не может отлучить нас от любви Христовой.

И этой жизнью воскресшего Господа живем мы в Церкви: в ней таинственно соединяются прошлое, настоящее и будущее, вечность входит во время, «мертвый уже ни един во гробе и Жизнь жительствует».

III История Праздника

Пасха – один из древнейших церковных праздников. Его празднование установлено апостолами.

Точное время празднования Пасхи определил I Вселенский собор (г. Никея - 325 г.), постановивший всем христианам праздновать Пасху в 1-й воскресный день после весеннего равноденствия и  1-го полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия. Правило действует только в случае, если это воскресенье приходится на день ПОСЛЕ дня празднования еврейской Пасхи. Если воскресенье приходится на день ДО еврейской Пасхи, православную Пасху отмечают в первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.

Праздник Пасхи пришел из Ветхого Завета. Он был связан с закланием беспорочного агнца для спасения первенцев от смерти во время исхода избранного народа из египетского плена. Определенное Богом заклание беспорочного агнца сделалось спасением Израиля, и смерть его стала жизнью народа. Ветхозаветное заклание пасхального агнца было пророческим прообразом иной, высшей Жертвы, давшей новую жизнь всему человечеству. Такую Жертву принес Воплотившийся Бог на Голгофском Кресте за всех людей.

Подобно неповинному агнцу, Иисус Христос был совершенным Человеком без греха и порока, ибо в Нем человеческое естество соединилось с Божественным. Лишенный всякого греха, Он добровольно отдал Себя на страдание за спасение человечества. Своим страданием Он искупил человеческий род от греховного проклятия и власти смерти. 

IV Что значит слово «Пасха»

Слово «Пасха» - еврейское «Песах» - означает «проходить мимо». Иудейская Пасха посвящена исходу израильтян из Египта и освобождению их от рабства у египтян (эти события описаны в Ветхом Завете).

Светлое Христово Воскресение называется Пасхой, потому что события Страстной седмицы (недели) — предательство Иуды, взятие Христа под стражу, суд над Ним и распятие — произошли накануне еврейской Пасхи

Исход в Землю Обетованную (то есть обещанную евреям Богом) стал прообразом того, что через страдания на Кресте и смерть Христос избавил человечество от рабства греху и восстановил разорванную связь человечества с Богом.

V Пасхальное приветствие — христосование

Пасхальное приветствие — христосование — обычай, который пошел еще от Апостолов. «Приветствуйте друг друга с целованием святым», — писал Апостол Павел в своем послании к римлянам (Рим 16:16).

Христосоваться — значит приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуя друг друга в щеки.

Верующие здороваются, таким образом, начиная с пасхальной ночи и еще сорок дней — до отдания праздника Пасхи - праздника Вознесения Господня.

Это приветствие — выражение ликования, радости от вести о том, что Спаситель воскрес.

VI Крестный ход

Пасхальный крестный ход — радостное шествие вокруг храма, которое совершает в ночь с Великой Субботы на Воскресение Христово. Начинается в 12 часов ночи.

Пасхальная утреня начинается прямо перед полуночью. Из-за закрытых царских врат звучит стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Затем царские врата открываются, и священнослужители вместе с прихожанами выходят из храма и обходят его крестным ходом.

Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном особенном трезвоне.

Впереди несут большой крест, образ Богородицы, Евангелие, другие иконы, хоругви (укрепленные на древке полотнища с изображением Христа или святых).

Шествие останавливается у затворенных западных дверей храма, которые символизируют двери гроба Господня. «гроб затворенный» — погребальную пещеру, в которую было положено тело Спасителя.

Колокола умолкают, и священник провозглашает: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эту песнь священнослужители и все верующие повторяют три раза. Затем священник поет стихи пророчества Царя Давида:

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящии Его»

«Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня»

«Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся»

«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь»

Люди вторят на каждый стих: «Христос воскресе из мертвых…»

Двери храма открываются, и верующие входят в ярко освещенный храм, как когда-то жены-мироносицы вошли в гроб Господень и увидели, что Спасителя там нет, что Он воскрес из мертвых.

VII Особенности богослужения Пасхи

Пасхальная утреня — это пение канона святого Иоанна Дамаскина. Во время пения канона священнослужители кадят и возглашают: «Христос воскресе!» На что прихожане вторят: «Воистину воскресе!»

Утреня заканчивается словами: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением». И все, сначала священнослужители в алтаре, потом верующие в храме, начинают христосоваться и приветствовать друг друга радостными словами «Христос воскресе!» -  «Воистину воскресе!»

Затем в храме читают огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста.

Аще кто благочестив и боголюбив, да насладится сего добраго и светлаго торжества. Аще кто раб благоразумный, да внидет радуяся в радость Господа своего. Аще кто потрудися постяся, да восприимет ныне динарий. Аще кто от перваго часа делал есть, да приимет днесь праведный долг. Аще кто по третием часе прииде, благодаря да празднует. Аще кто по шестом часе достиже, ничтоже да сумнится, ибо ничимже отщетевается. Аще кто лишися и девятаго часа, да приступит, ничтоже сумняся, ничтоже бояся. Аще кто точию достиже, и во единонадесятый час, да не устрашится замедления: любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит. Темже убо внидите вси в радость Господа своего: и первии и втории, мзду приимите. Богатии и убозии, друг со другом ликуйте. Воздержницы и ленивии, день почтите. Постившиися и непостившиися, возвеселитеся днесь. Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай, вси насладитеся пира веры: вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее Царство. Никтоже да плачет прегрешений, прощение бо от гроба возсия. Никтоже да убоится смерти, свободи бо нас Спасова смерть. Угаси ю, Иже от нея держимый. Плени ада, Сошедый во ад. Огорчи его вкусивша плоти Его. И сие предприемый Исаиа возопи: ад, глаголет, огорчися, срет Тя доле. Огорчися, ибо упразднися. Огорчися, ибо поруган бысть. Огорчися, ибо умертвися. Огорчися, ибо низложися. Огорчися, ибо связася. Прият тело, и Богу приразися. Прият землю, и срете Небо. Прият еже видяше, и впаде во еже не видяше. Где твое, смерте, жало; где твоя, аде, победа? Воскресе Христос, и ты низверглся еси. Воскресе Христос, и падоша демони. Воскресе Христос, и радуются Ангели. Воскресе Христос, и жизнь жительствует. Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе. Христос бо востав от мертвых, Начаток усопших бысть. Тому слава и держава, во веки веков. Аминь.

Перевод:

Кто благочестив и любит Бога, – да насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто – раб благоразумный, пусть войдет он радостно в радость Господа своего. Если кто потрудился, постясь, пусть получит ныне динарий. Если кто поработал от первого часа, пусть сегодня примет справедливую плату. Если кто пришел после третьего часа, – пусть начнет приятно праздновать. Если кто прибыл после шестого, пусть не имеет никакого сомнения, ибо он ничего не теряет. Если кто опоздал и к девятому, пусть подойдет без всякого колебания. Если кто успел только к одиннадцатому, пусть не побоится, что промедлил, ибо Хозяин, будучи щедр, принимает последнего так же, как и первого: Он дает приют для отдыха пришедшему в одиннадцатом часу, как и поработавшему с первого; и последнего Он милует, и о первом печется; и тому дает, и этого одаряет; и дела принимает, и желание приветствует; и действие ценит, и намерение хвалит. Так войдите же все в радость Господа нашего, – и первые и вторые получите награду. Богатые и бедные, друг с другом ликуйте. Воздержные и нерадивые, этот день почтите. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь сегодня. Трапеза полна – насладитесь все. Телец велик – пусть никто не уйдет голодным. Все наслаждайтесь пиром веры; все воспользуйтесь богатством благости. Пусть никто не плачется на бедность, ибо для всех явилось Царство. Пусть никто не скорбит о согрешениях, ибо прощение из гроба воссияло. Пусть никто не страшится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя: уничтожил её Тот, Кого она держала в своей власти. Восторжествовал над адом Сошедший во ад. Он горечи исполнил того, кто вкусил плоти Его. И Исаия, предвосхитив это, воскликнул: "Аду", – сказал он, – "горько пришлось, когда встретил он Тебя в преисподней". Горько, ибо был он упразднен; горько, ибо был он поруган; горько, ибо был он умерщвлен; горько, ибо был он разрушен; горько, ибо был он связан. Принял тело, и вдруг попал на Бога; принял землю, а встретил Небо; принял то, что видел, и пал от того, чего не видел. Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа? Воскрес Христос, – и ты повержен. Воскрес Христос, – и пали демоны. Воскрес Христос, – и радуются Ангелы. Воскрес Христос, – и жизнь вступает в свои права. Воскрес Христос,– и ни одного мертвого в могиле. Ибо Христос, восстав из мертвых, стал начатком усопших. Ему слава и власть во веки веков. Аминь.


В этом слове на основании притчи Христа Спасителя о работавших в винограднике (Мф. 20,1-16), все призываются насладиться пасхальным торжеством и войти в радость воскресшего Господа.

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса – особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).


VIII Чтения и песнопения Праздника


Деяния святых апостолов, глава 1: 1-8

Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

Евангелие от Иоанна, глава 1: 1-17

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Церковь знаменательно воспевает праздник:

Песнопение «Христос воскресе из мертвых…» — тропарь Пасхи— это своего рода «визитная карточка» праздника.

Тропарь

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

Перевод:

Христос воскрес из мертвых, поразив (Своею) смертию смерть и даровав жизнь находящимся в гробах.

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ !!! (Тропарь Пасхи)

Обработка видео...

Кондак

Кондак – небольшое песнопение, как и тропарь, раскрывающее сущность праздника. Если тропарь Пасхи является утверждением и свидетельством Воскресения Спасителя, то кондак раскрывает и дополняет содержание этого события.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам - мироносицам вещавый: Радуйтеся! и Твоим апостолам мир даруяй, падшим подаяй Воскресение.

Перевод:

Хотя и спустился во гроб (был погребен) Ты, Бессмертный, но силу ада Ты разрушил и воскрес, как Победитель, Христос Бог, жёнам-мироносицам говоря “Радуйтесь!” и Твоим апостолам даруя мир и падшим – Воскресение.


Кондак Пасхи, глас 8 (Хор Московского Сретенского Монастыря).

Обработка видео...

Стихира

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем тебе славити.

Перевод:

Твоё воскресение, Спаситель Христос, ангелы воспевают на небесах, и нас на земле удостой чистым сердцем славить Тебя.

Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех.

Обработка видео...

Воскресение Христово видевше

Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Перевод:

Воскресение Христа увидев, поклонимся Святому Господу Иисусу, единственному безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое воскресение Твоё воспеваем и славим, ибо Ты – Бог наш, кроме Тебя другого не знаем, имя Твоё призываем. Придите, все верные (христиане), поклонимся святому Христову воскресению, ибо вот, пришла через Крест радость всему миру. Всегда благословляя Господа, воспеваем воскресение Его, ибо Он, распятие претерпев, смертию смерть сокрушил.

Воскресение Христово видевше (аудио молитва с текстом и иконами)

Обработка видео...

Ангел вопияше…

Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся

Святися, святися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися Сионе, Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего

Перевод:

Ангел возглашал Благодатной: “Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба и мертвых воскресил”. Люди, торжествуйте!

Светись, светись, новый Иерусалим – слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рожденного Тобой.

Ангел вопияше Макаров

Обработка видео...

Стихиры Пасхи

Стихира – богослужебное песнопение, написанное стихотворным размером и поющееся после коротких отрывков из псалмов. 

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.

Пасха  священная нам днесь показася;   Пасха нова святая;   Пасха таинственная;   Пасха всечестная.   Пасха Христос Избавитель;   Пасха непорочная;   Пасха великая;   Пасха верных.   Пасха двери райския нам отверзающая.   Пасха всех освящающая верных.

Яко исчезает дым, да исчезнут.

Приидите   от видения жены благовестницы,   и Сиону рцыте:   приими   от нас радости благовещения, Воскресения Христова:   красуйся, ликуй   и радуйся, Иерусалиме,   Царя Христа узрев из гроба,   яко жениха происходяща.

Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Мироносицы жены,   утру глубоку,   представша гробу Живодавца,   обретоша Ангела   на камени седяща,   и той провещав им,   сице глаголаше:   что ищете Живаго с мертвыми;   что плачете Нетленнаго во тли?   Шедше, проповедите учеником Его.

Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.

Пасха красная,   Пасха, Господня Пасха!   Пасха всечестная   нам возсия. Пасха,   радостию друг друга обымем.   О Пасха!   Избавление скорби,   ибо из гроба днесь,   яко от чертога   возсияв Христос,   жены радости исполни, глаголя:  проповедите апостолом.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Воскресения день, и просветимся торжеством,   и друг друга обымем.   Рцем братие,   и ненавидящим нас,   простим вся Воскресением,   и тако возопиим:   Христос воскресе из мертвых,   смертию смерть поправ,   и сущим во гробех живот даровав.

Перевод:

Да восстанет Бог и рассеются враги Его.

Пасха священная ныне нам явилась, – Пасха новая, святая, Пасха таинственная, Пасха всеми чтимая. Пасха – Христос Избавитель; Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных (христиан), Пасха двери рая нам открывшая, Пасха, освящающая всех верных

Да исчезнут они, как исчезает дым.

Идите после видения, жены-благовестницы, и Сиону возгласите: “Прими от нас радость благовестия о воскресении Христовом!” Веселись, ликуй и радуйся, Иерусалим, Царя-Христа узрев, как жениха, из гроба выходящим.

Так да погибнут грешники от лица Божия, а праведники да возвеселятся.

Жены-мироносицы глубоким утром, к гробнице Подателя жизни представ, нашли Ангела, на камне восседавшего, и он, обратившись к ним, так возглашал: “Что вы ищете Живого между мертвыми? Что оплакиваете Нетленного как подвергшегося тлению? Возвратившись, возвестите ученикам Его!”

Это день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в нем!

Пасха благая, Пасха, Господня Пасха, Пасха священная воссияла нам. Пасха! Радостно друг друга обнимем. О, Пасха – избавление от скорби! Ибо из гроба в сей день, как из брачного чертога просияв, Христос жен исполнил радости словами: “Возвестите Апостолам!”

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и теперь и всегда и во веки веков:

Воскресения день! И засияем торжеством и друг друга обнимем; скажем: “Братья!” и ненавидящим нас всё простим ради воскресения и так возгласим: “Христос воскрес из мертвых, победив смертью смерть и дав жизнь находящимся в гробах, т.е. мертвым”.

Пасха стихиры Хор Сретенского монастыря

Обработка видео...

IX Символы Пасхи

Артос – (с греч. квасной хлеб) - просфора всецелая. Артос освящают в Пасхальную ночь особой молитвой. Всю Светлую седмицу Артос находится на аналое напротив Царских Врат до раздробления и раздачи его в субботу.

Пасхальное яйцо – это символ новой жизни. Его скорлупа символизирует Гроб Господень. Внутри яйца – новая жизнь и новое бытие, которое даровал нам Христос.

Предание говорит, что обычай красить яйца берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины. Дойдя с проповедью до Рима, она преподнесла римскому императору Тиберию  куриное яйцо со словами "Христос Воскресе!".

Император, проявил сомнение в том, что кто-то может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. В это время произошло чудо: белое яйцо стало окрашиваться в красный цвет. После этого христиане усвоили этот символ и стали красить на праздник Пасхи яйца.

КУЛИ́Ч, кулича, ·муж. (от ·греч. kollikion - круглый хлеб). Сладкий сдобный хлеб, высокий, цилиндрической формы.


По древнему преданию, Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб. Постепенно появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос»). Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу после благословения раздается верующим. Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким стал кулич.


Творожная пасха имеет форму усеченной пирамиды, что символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения. Поэтому на верхней стороне должны быть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!». На боковых сторонах пасочницы (формы) по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Господа нашего Иисуса Христа.

 

СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА

2019 год : 29 апреля - 4 мая

Светлая седмица – первые семь дней (в 2019 году: с 29 апреля по 4 мая) празднования Святой Пасхи – от первого дня Пасхи до Недели Фоминой (первое воскресенье после Пасхи).


Вся седмица (неделя) является как бы одним днем Пасхи, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6). Отцы Церкви и церковные правила VI Вселенского Собора говорят верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в пениях духовных, радуясь и торжествуя о Воскресшем Господе.


Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день – Праздник Вознесения Господня: в 2019 году: 6 июня) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».

Какие же особенности этой Седмицы?

  • Все богослужения Светлой Седмицы совершаются при открытых Царских Вратах, и каждый верующий может во всех подробностях наблюдать за

священнодействием. Открытые Царские Врата — это образ Гроба Господня, от которого Господь отвалил камень.

По окончании Литургии (богослужение, совершаемое утром, за которым верующие Причащаются Святых Христовых Таин) каждый день этой седмицы совершается крестный ход вокруг храма, символизирующий шествие жён-мироносиц ко гробу Христа. На крестном ходе молящиеся идут с зажжёнными свечами. Во время крестного хода совершаются остановки, на которых прочитываются отрывки из Евангелия о воскресении Христовом.

Отменяются коленопреклонения и земные поклоны (помимо Светлой седмицы коленопреклонения также не совершаются до самого Праздника Троицы: в 2019 году: 16 июня).

  • По богослужебному уставу православным христианам предписывается пребывать в храмах в течение всей Светлой седмицы, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн.
  • В продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.


  • Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов (несколькими краткими и радостными богослужебными текстами, прославляющими Воскресение Христово (пояснение см. ниже)).


  • В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после Литургии бывает, по обычаю, освящение воды.


  • Всю Светлую Седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб - Артос, освящение которого было совершено в Пасхальную ночь (см. ниже). В субботу Пасхальной седмицы Артос раздаётся верующим.


  • На Светлой Седмице не совершается таинство венчания. Объясняется это тем, что в пасхальные дни у всех христиан есть одна огромная общая радость — Воскресение Христово. Верующему человеку и в голову не придет пытаться сместить акценты на свою частную радость создания новой семьи.


  • Не совершаются на Светлой Cедмице панихиды и молитвы об усопших. Отпевание совершается, но по особому чину: в эти дни оно более чем наполовину состоит из пасхальных песнопений. (Первое поминовение усопших совершается на 9-й день после Пасхи – Радоницу: в 2019 году: 7 мая).

Комментарии:


· Часы пасхальныечасть богослужения дня Пасхи. Поются в Пасхальную седмицу вместо утренних и вечерних молитв.



· Артос с греч. квасной хлеб, его другое название - просфора всецелая.



Артос освящают в Пасхальную ночь особой молитвой. Всю Светлую седмицу Артос находится на аналое напротив Царских Врат до раздробления и раздачи его в субботу.


Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе – они вспоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда собирались на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На Артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого – как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.


Артос полагается есть натощак, с молитвой. Хранить отдельно от прочих продуктов. По традиции Артос делят на мелкие части и потребляют в течение года.