Благовещение Пресвятой Богородицы


О Царица всех мирских цариц,
Дева, предреченная пророком.
Гавриил, войдя, склонился ниц
Пред Тобой в смирении глубоком.

Внемля непостижное уму,
Ты покорно опустила очи.
Буди Мне по слову твоему,
Свят! Свят! Свят! твой голос, о пророче.

Валерий Брюсов
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы принадлежит к числу непереходящих Двунадесятых Праздников
Дата Праздника постоянна – 7 апреля
Так как Праздник часто совпадает с днями Великого поста, то имеет только:
Ø один день предпразднства6 апреля
Ø один день попразднства – отдание (завершение) Праздника – 8 апреля
По своему величию праздник Благовещения не отменяется, даже если он приходится на Пасху.
Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы, в промежутке от четверга 3-й седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы (включительно).
Праздник настолько Велик, что Церковь ослабляет пост - на трапезе разрешается рыба(если только Праздник не выпадет на Страстную неделю).
Подчеркивая величие праздника, в народе существует пословица, что в этот день «Птица гнезда не вьет, девица косы не плетет».

I Евангельское освещение Праздника
Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы посвящается воспоминанию и прославлению события, описанного в Евангелии
от Луки (I, 26-38).
Совершается в воспоминание явления Пресвятой Деве Марии Архангела Гавриила и возвещения им тайны воплощения от Нее Иисуса Христа, Спасителя мира.
По достижении совершеннолетия, согласно обычаю, имевшему силу закона. Пресвятая Дева Мария, хотя и неохотно, оставила храм Иерусалимский и вручена была престарелому плотнику Иосифу - Обручнику, или хранителю девства Ее.
Иосиф происходил из одного с Ней колена и взял Ее к себе, чтобы под видом супружества быть Ее защитником. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева большую часть времени проводила в уединении и безмолвии, занималась богомыслием и молитвою, чтением Священного Писания и рукоделием.
Спустя четыре месяца по обручении, во время Ее молитвенных размышлений, предстал пред Ней Архангел Гавриил и произнес: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою, благословенна Ты между женами»(Лк. 1:28).
Явление Архангела не устрашило Марию, но его приветствие смутило своей необычностью. Желая успокоить Марию и уверить в истине своего приветствия, Архангел Гавриил сообщил Ей, что Своим глубоким смиренномудрием Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Матерью Сына Божьего.
Для большего удостоверения Пречистой Девы Архангел возвестил Ей тайну воплощения Сына Божьего теми же словами, в каких предсказал об этом событии пророк Исаия: «И вот зачнешь, во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:31-33).
Мария не усомнилась в словах Божественного посланника, но выказала недоумение, как может родиться сын у Той, которая обрекла себя на девство. В разъяснение Ее смиренного недоумения Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

II История Праздника
Этот праздник установлен еще в глубокой древности. О праздновании его известно уже в III веке. В своих беседах св. Иоанн Златоуст и блаж. Августин упоминают об этом празднике как древнем и обычном церковном торжестве. В течение V-VIII вв., вследствие ересей, унижавших Лицо Богоматери, праздник был особенно возвеличен в Церкви. В VIII веке св. Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский, составили праздничные каноны, которые и теперь поются Церковью.
У древних христиан этот праздник носил различное наименование: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название Благовещение Пресвятой Богородицы.
III Песнопения Праздника
Церковь знаменательно воспевает праздник:

Тропарь, глас 4
Днесь спасения нашего главизна / и еже от века таинства явление: / Сын Божий Сын Девы бывает, / и Гавриил благодать благовествует. / Темже и мы с ним Богородице возопиим: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.
Перевод
В сей день спасения нашего начало / и предвечного таинства явление: / Сын Божий Сыном Девы становится / и Гавриил о благодати благовествует. / Потому и мы с ним Богородице возгласим: / "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"
Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшеся от злых, / благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, / но, яко имущая державу непобедимую, / от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: / радуйся, Невесто Неневестная.
Перевод
Обороняющей нас Военачальнице / за избавление от страшных бед / учреждаем Тебе торжества победы благодарственные / мы, рабы Твои, Богородица! / Но Ты, как имеющая власть необоримую, / от всяческих опасностей нас освободи, / да взываем Тебе: / "Радуйся, Невеста, брака не познавшая!
Величание
Архангельский глас / вопием Ти, Чистая: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.
Перевод
Словами Архангела / возглашаем Тебе, Чистая: / "Радуйся Благодатная, / Господь с Тобою!"
Задостойник
Благовествуй, земле, радость велию, / хвалите, небеса, Божию славу.
Яко одушевленному Божию кивоту, / да никакоже коснется рука скверных, / устне же верных, Богородице, немолчно, / глас Ангела воспевающе, / с радостию да вопиют: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.
Перевод
Благовествуй, земля, радость великую, / хвалите, небеса, Божию славу.
Пусть одушевленного Божия Ковчега / отнюдь не касается рука непосвященных, / но уста верных не умолкая, / воспевая возглас Ангела, / в радости Богородице да взывают: / " радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою!"


Примечание: канон Праздника необычный. Вместо припевов «Пресвятая Богородице, спаси нас», которые привыкли слышать в других канонах, посвященных Божией Матери, этот канон представляет собой диалог Архангела Гавриила и Богородицы.

А именно, звучит он так:
-Ангел возопи…
-Богородица рече…

IV Духовное освещение Праздника
Благовещение по-гречески - Евангелие, а Евангелием называется самая главная книга Нового Завета. И смысл у двух слов один - Благая весть.
Божией Матери была дарована свыше Благая весть о том, что Она будет Матерью Сына Божьего и Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа. Празднуя этот великий день, мы и вспоминаем Благовещение о Рождении Сына Божьего и Сына Человеческого.
Но была и иная Благая весть, которую ангел открыл Деве Марии, которая по значению своему не меньше той, что в нашем сознании непосредственно связана с воспоминанием о Благовещении. «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца (Лк.1:31-35).
Слова «Царству Его не будет конца» и являются второй частью единого послания Бога роду человеческому.
Источником этого Царства является Бог, потому что только вечный Бог может создать нечто, что не имеет конца. Оно наступило с пришествием в мир Спасителя. Это есть некий параллельный духовный мир, параллельная реальность. Царство объемлет течение человеческой истории, и сама история развивается в духовном лоне этого Царства.
Мы питаемся энергией того Царства, и неизвестно, что было бы с миром, с космосом, с родом человеческим, если бы тот мир и этот не имели великой связи, которую мы именуем током Божественной благодати. Энергия того Царства переходит в энергию земной жизни.
То самое великое Благовещение, дарованное Деве Марии, помогает нам понять, что произошло с миром и с человеком в результате того, что Она, Пречистая Дева, родила Сына Божьего и Сына Человеческого, Господа нашего Иисуса Христа. Действительно, мир стал другим. Не тот самый эмпирический мир, в котором мы живем, - полный злобы, клеветы, лжи, насилия. Он так и будет бороться сам с собою, стараясь вовлечь в эту борьбу тех, кто стремится прикоснуться к миру иному, и мы знаем, чем закончится бытие этого мира.
Но для того чтобы он не поглотил нас, мы никогда не должны забывать о том, что совсем рядом, не где-то на каком-то физическом расстоянии, а пронизывая и проникая в каждого из нас, существует иной, Божественный мир, о котором получили мы откровение через Благовещение Пресвятой Девы Марии.
И пусть это Благовещение, которое тогда так наполнило радостью, уверенностью чистую и святую Деву, и сегодня даст силу и уверенность всем нам, живущим великой надеждой на то, что «Царству Его не будет конца», и что каждый из нас через веру, молитву, открытость навстречу слову Божьему через Таинства Церкви, соприкасается с этим вечным миром Божественной славы.

V Интересные заметки
1. Сохранились ли свидетельства о том, как выглядела Божия Матерь, как Она одевалась, как Она себя вела?
Есть ли где-нибудь эти описания - не сказочные, не фантастические, а записанные со слов очевидцев?
Такие описания есть.
· Около 110 года после Рождества Христова мученически скончался епископ Антиохии Игнатий, именуемый Богоносцем. По преданию, он был тот самый младенец, которого Господь взял на руки и сказал: «Если будете как дети, войдете в Царство Небесное» (Мф. 18, 3). Игнатий Богоносец не был ровесником Спасителя, но он был ровесником тех, кто видел и Самого Спасителя, и Божию Матерь.
Игнатий Богоносец о Божией Матери: «У нас все знают, что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда была весела; в нуждах и нищете не огорчалась; на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им. Была кроткой в благополучии, милостивой к бедным и всегда помогала им — как и чем могла. Была наставницей в благочестии, во всяком добром деле. Она особенно любила смиренных, потому что Сама была исполнена смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. О Ней рассказывали люди, достойные доверия, что по Ее святости в наружности Ее соединились естество Ангельское с человеческим».
· Святитель Амвросий Медиоланский (340-397 гг) жил несколькими столетиями позже Пресвятой Богородицы.
Отталкиваясь от того живого Предания, которое положили самовидцы Пресвятой Девы Марии пишет: «Она была Девою не только телом, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судией Своих мыслей. Правилом Ее было никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей, любить добродетель. У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты».
· Известный церковный писатель Никифор Каллист (умер ок. 1350 г.), также, отталкиваясь от рассказов свидетелей и очевидцев, пишет: «Она была среднего роста, или, как иные говорят, несколько более среднего. Волосы у Нее были золотистые, глаза живые, брови дугообразные, темные, нос прямой, удлиненный, губы цветущие, лицо не круглое и не заостренное, но несколько удлиненное, руки и пальцы длинные».

2. Праздник Благовещения может совпадать с Великой Пятницей и Пасхой.

· В Великую Пятницу литургия не совершается (т.к. это самый скорбный день в году - день распятия и смерти Спасителя).
Однако по своей значимости Праздник Благовещения настолько велик, что, несмотря на столь скорбный день (Великая Страстная Пятница), в этот день совершается Божественная литургия. А накануне (в Великий Четверг) после чтения 12-ти Страстных Евангелий совершается полиелей (самая торжественная часть вечернего богослужения, совершаемого накануне Праздника) с пением величания Праздника
Совпадение с Великой Пятницей в XX веке было в 1950 и 1972 годах; а в XXI веке будет в 2034, 2045, 2056 годах.
· В Пасхальную ночь, как известно, на богослужении читается только Евангелие, все остальные богослужебные тексты поются.
В этом же случае, прочитывается Евангелие о Благовещении и канон Праздника Благовещения соединяется с Пасхальным каноном.
Совпадение с Пасхой случается весьма редко: так, в XX веке было в 1912 и 1991 годах; а в XXI веке будет в 2075 и 2086 годах. После этого будет только в 2159 году.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА БОГА

И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

И. Бродский. Сретение
СРЕТЕНИЕ - непереходящий Двунадесятый Праздник.
Дата празднования постоянна - 15 февраля по нов.стилю
Сретение Господне отмечается на 40-й день после Рождества Христова.
I Связь Праздника с событиями Священной истории Ветхого и Нового Завета
День Сретения Господня – 15 февраля по новому стилю – один из самых больших праздников Православной Церкви. В этот день не «зима с весной встречается» (как гласит околоцерковное поверье), а вспоминается одно из ключевых событий истории взаимоотношений Бога и человека.
Богомладенца Христа, принесенного на 40-й день после рождения в иерусалимский Храм, встречает праведный Симеон.
Само слово "Сретение" в переводе с церковно-славянского языка означает "встреча". В праздник Сретения Господня православные христиане вспоминают тот день, когда Богомладенец Иисус Христос был принесен в Иерусалимский храм — во исполнение древних обычаев ветхозаветного закона Моисея. По этому ветхозаветному обычаю на 40-й день после рождения каждый первенец мужского пола должен был быть посвящен Богу. Происходил этот обряд в Иерусалимском Храме, и матери приносили своих первенцев, посвящая их Богу. В знак этого посвящения приносили жертву — кто какую мог. Люди побогаче закалывали тельцов и овец, а бедные — приносили голубей или горлиц. С этими птицами и пришла Дева Мария в Иерусалимский Храм, чтобы посвятить Богу Своего Первенца, принести Ему в жертву то, что Она могла Богу пожертвовать. В храме сорокадневный Младенец- Владыка неба и земли был встречен старцем Симеоном и пророчицей Анной.
Праведный Симеон, по преданию, был одним из тех, кто участвовал в переводе Библии с еврейского языка на греческий, — это перевод, известный в науке под названием Септуагинта, перевод 70-ти толковников. Перевод был выполнен в III веке до Рождества Христова.
Когда Симеон переводил известные слова из пророка Исаии: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), то усомнился и, решив подчистить текст, изменив слово «Дева» на «Жена», взял нож для того, чтобы эти слова убрать из текста; но был остановлен силой Божией и получил откровение, что не умрет, пока сам не увидит то, в чем усомнился.
Спустя много лет по внушению свыше благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Он вышел им навстречу и произнес те удивительные слова, которые стали нашей молитвой, совершаемой во время вечернего богослужения:
«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-30).
И, обращаясь к Деве Марии, Симеон произнес другие пророческие слова: «Се, лежит Сей на падение и восстание многих и в предмет пререканий; и Тебе Самой оружие пройдет душу, дабы открылись помышления многих сердец» (см. Лк. 2:34-35)» — удивительные слова, которые полностью осуществились и в земной жизни Спасителя, и после Его Воскресения: Он стал предметом пререканий, и одни, принимая Спасителя, восставали вместе с Ним, а другие, отвергая Его, падали.
Мало сказал Симеон, но вся будущая история мира нашла отображение в его словах. Он предсказал, что Христос просветит язычников; что в Израиле, для которого Он – слава, Ему предстоит стать «предметом пререкания». Из-за Него многие падут и многие поднимутся. Слова эти вряд ли можно было понять заранее, но последующая история оправдала их полностью.
Здесь же в храме находилась и женщина, также достигшая глубокой старости, обладавшая пророческим даром, — Анна, которая вместе с праведным Симеоном стала прославлять Господа.
В этом событии Церковь видит встречу двух Заветов: на смену Ветхому Завету, который олицетворяет старец Симеон, приходит Завет Новый – который заключит с людьми воплощенный Мессия-Христос.
II История Праздника
Праздник Сретения был одним из первых, которые стала отмечать Церковь, одним из древнейших. На Востоке он стал отмечаться с IV века, а на Западе - с V века при папе Геласии (494 г.). Уже в IV веке обретаются проповеди великих святителей, посвященных этому дню: Мефодия Патарского, Кирилла Иерусалимского, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, что свидетельствует о том, что с глубокой древности в честь события Сретения Церковь собиралась на молитву и отмечала этот день.
Но особым торжеством праздник Сретения стал окружаться с VI века. В ту пору в Антиохии произошло страшное землетрясение, а потом в Византийской империи вспыхнула эпидемия моровой язвы. Каждый день погибали тысячи людей. Тогда благочестивый император Юстиниан повелел в день Сретения совершить великий крестный ход и торжественное празднество; после чего моровая язва остановилась. В память этого события в некоторых обителях совершается перед литургией крестный ход и бывает лития с пением стихир праздника и канона.
III Духовный смысл Праздника
Смысл праздника Сретения — в долгожданной и спасительной встрече всего человеческого рода — лицом к лицу — с изначальным Источником всякого добра и подлинного блага, истины и красоты - с живым Богом.
По сути вся жизнь человечества до пришествия Спасителя — долгое и томительное ожидание радости этой встречи, Сретения Господня.
Отпав от Божественной Правды, нарушив заповедь, Адам и Ева сами воздвигли между собой и Богом крепкую стену отчуждения от Него. И с тех самых пор — долго, но безуспешно — искали люди новой встречи, нового единения со своим Создателем, блуждая впотьмах, спотыкаясь, сбиваясь с пути, вступая на смертельно опасные земли темных языческих культов.
И все же настал тот день, когда ветхий уже и немощный старец Симеон принял на свои руки Богомладенца Христа, возвестив о приходе в этот мир его Творца. Отныне уже человечество — в лице Симеона — ясно узнало и твердо исповедало, что после многих тысячелетий своего самовольного отлучения от Бога оно наконец-то встретило своего Создателя. Ведь Симеон держал на своих руках Того, Кто, по Своему таинственному изволению преступив пределы вечности и всемогущества, "умалился" до состояния беспомощного Младенца, держал — Самого Бога.
IV Важнейшие черты праздничного богослужения
Праздник Сретения имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. На второй день торжества (16 февраля нов. ст.) Церковь празднует память праведного Симеона и Анны пророчицы — святых, чей личный духовный подвиг, как известно, оказался непосредственно связан с событиями Сретения.
Богослужебные тексты праздника составлены виднейшими древнецерковными песнотворцами. Так, часть стихир на “стиховне” и канон праздника написаны преподобным Косьмой Маюмским (VII-VIII в.), часть стихир на “Господи воззвах” и стихир на литии — святым патриархом Германом Константинопольским (VIII в.); в текст службы включены также стихиры, принадлежащие святым Андрею Критскому (VII-VIII в.) и Иоанну Дамаскину (VIII в.), — по одной стихире на литии.
Проблема четкого определения статуса праздника Сретения влечет за собой некоторые трудности.
Безусловно Сретение — двунадесятый праздник. Однако, остается не совсем ясным: к каким собственно праздникам он может быть отнесен — к Господским или Богородичным?
Уже с момента возникновения праздник Сретения, казалось бы, по всему своему характеру — явно Господский. Однако на Западе он обычно рассматривался скорее как Богородичный. Ряд черт, присущих его богослужебному уставу, говорит о том, что он — Господский, а ряд других, напротив, о том, что он — Богородичный. Со временем и на Востоке он также постепенно трансформировался в сторону Богородичного празднества, хотя в своем чинопоследовании все же зафиксировался в виде “смешанного” праздника, заключающего в себе отдельные черты как Господского, так и Богородичного торжества.
В связи с этим праздник Сретения имеет совершенно особое место в кругу церковных праздников.
В некоторых исследованиях специально для Сретения был изобретен искусственный термин «Господско-Богородичный» праздник.
Основные черты праздника, позволяющие приводить доводы в пользу принадлежности Сретения к Господским или, напротив, Богородичным двунадесятым праздникам следующие:
Признаки Господского праздника:
1. Произнесение на Литургии — во время “входа с евангелием” — особого “входного стиха” и последующее за ним торжественное пение тропаря и кондака праздника (это присуще только Господским Праздникам);
2. Наличие “своего” праздничного отпуста в конце службы, начинающегося словами “Иже во объятиях праведного Симеона...”.
Признаки Богородичного праздника:
1. Служба праздника Сретения совершается в голубых — Богородичных — облачениях;
2. В случае совпадения Сретения с воскресным днем, воскресные песнопения оказываются “главнее”, то есть поются впереди сретенских — это может происходить (по общим правилам богослужебного устава) лишь в Богородичные праздники; Господский же двунадесятый праздник всегда “пересилил” бы песнопения обычного воскресенья;
3. У праздника Сретения отсутствуют обычные для Господских двунадесятых торжеств праздничные антифоны на Литургии.
V Песнопения и чтения
Тропарь праздника, глас 1-й
Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.
Перевод:
Радуйся, благодатная Богородица Дева, ибо из Тебя воссияло Солнце правды – Христос Бог наш, просвещающий находящихся во тьме. Веселись и ты, праведный старец, принявший в свои объятия Освободителя наших душ, дарующего нам воскресение.
Тропарь развивает связанную с внутренним содержанием события Сретения богословскую идею — о просвещении светом Истины всего человечества, прежде пребывавшего во тьме незнания Бога. Мысль эта издревле была выражена в тексте Священного Писания — у пророка Исаии, а затем оказалась повторена и Самим Христом: “народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет” (Евангелие от Матфея 4:16).
Кондак праздника, глас 1-й
Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже; но умири во бранех жительство, едине Человеколюбче.
Перевод:
Предварительно освятив рождеством Твоим утробу Девы и благословив руки Симеона, как надлежало, и нас ныне Ты спас, Христе Боже: ниспосли мир обществу среди браней, и укрепи, как единый Человеколюбец.
Величание
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / и чтим Пречистую Матерь Твою, / Еюже по закону ныне/ принеслся еси в храм Господень.
Перевод:
Величаем Тебя, / Податель жизни Христе, / и чтим Пречистую Матерь Твою, / Которою Ты во исполнение Закона / ныне принесен во храм Господень.
В стихирах и каноне праздника подчеркивается мысль о том, что Тот Самый Бог, Который прежде являлся в таинственном и неприступном мраке пророку Моисею на горе Синай, теперь сделался видим для человека, ибо Он стал Младенцем, почивавшим на руках праведного Симеона.
Отрывки из Евангелия на утрене и Литургии почти совпадают по содержанию: оба они рассказывают о Сретении. Однако евангельское чтение на утрене (Евангелие от Луки 2:25-32) короче, чем на Литургии (Евангелие от Луки 2:22-40): полное библейское повествование о событии Сретения мы слышим в храме именно в самый день праздника.
На праздничной Литургии прочитывается фрагмент из Послания апостола Павла к Евреям (17:7-17), где появляется загадочный образ ветхозаветного царя и священника по имени Мелхиседек. Толкователи Священного Писания рассматривают его как прообраз Христа. Здесь же говорится о превосходстве искупительного и жертвенного (именуемого здесь первосвященническим) служения Спасителя перед ветхозаветными жертвами, а также об отмене — с пришествием Христа — Закона Моисеева.
СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ.ТРОПАРЬ,КОНДАК , ВЕЛИЧАНИЕ.

Обработка видео...

Ныне отпущаеши (Ф. Строкин) - Хор храма Рождества Пресвятой Богородицы в с. Тарычево

Обработка видео...

VI Послесловие
Сретение – один из самых любимых и красивых церковных праздников. Голубые «Богородичные» облачения, несуетный ритм службы…
Но главное в нем – внутреннее, невыразимое до конца. В этот день каждый верующий человек, в той или иной мере, испытывает нечто подобное тому, что чувствовал праведный Симеон - Богоприимец. Сретение — это не просто встреча души с Богом. Это встреча души истосковавшейся, соскучившейся в последней степени, ничего больше не желающей знать, кроме Господа своего, души, совершенно забывшей себя и весь мир в своей любви и стремлении воочию узреть Бога, встретиться с Ним, соединиться так тесно, как это только возможно для человека!
Праведный Симеон –– это живой образ боголюбивой души, и таким должен стать каждый из нас. Только так и никак иначе!

19 января

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)

Праздник Крещения Господня или Богоявления, называется еще днем Просвещения и праздником Светов — от древнего обычая совершать накануне его (в Навечерие) крещение оглашенных (людей, готовящихся к принятию Таинства Крещения), которое является, в сущности, духовным просвещением.
Описание события Крещения дано у всех четырех Евангелистов (Мф. 3, 13-17; Мк. 1, 9-11; Лк. 3, 21-23; Ин. 1, 33-34), а также во многих песнопениях праздника.
Богоявление имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства.
Предпразднство начинается 15 января.
Праздник – 19 января.
Отдание, т.е. завершение Праздника - 27 января.
I История Праздника
Начало празднования Богоявления относится к временам апостольским. Во II веке на празднование Крещения Господня и ночное перед этим праздником богослужение указывает Климент Александрийский. В Ш веке свои беседы на Богоявление составили священномученик Ипполит Римский и св. Григорий Неокесарийcкий. Святые отцы IV века: Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие оставили нам свои глубоко назидательные поучения, произнесенные ими в праздник Богоявления.
При праздновании Крещения между Восточной и Западной Церквами не было той разницы, которая существовала при праздновании Рождества Христова. Праздник Богоявления в Восточной и Западной Церкви с одинаковой торжественностью всегда праздновался 6 января (по Юлианскому календарю или старому стилю).
Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
II Евангельское освещение Праздника
Крещение Господне - праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых (т.е. одному из 12-ти Великих Праздников). Празднуется 19 января по новому стилю. В этот день вспоминается Крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан.
Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом "крещение", более точно следует переводить словом "погружение".
В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Он также пришел из Назарета на реку Иордан к Иоанну, чтобы получить от него крещение.
Иоанн же считал себя недостойным крестить Иисуса Христа и стал удерживать Его, говоря: "мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?".
Но Иисус сказал ему в ответ: "оставь теперь", то есть не удерживай меня теперь, "потому что так нужно нам исполнить всякую правду" - исполнить все в Законе Божием и показать пример людям. Тогда Иоанн повиновался и крестил Иисуса Христа.
И когда Иисус Христос крестился, Дух Святой сошел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!" (Лк. 3; 22).
Праздник Крещения также называется праздником Богоявления, т.к. в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой сошел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба.
В память того, что Спаситель Своим крещением освятил воду, в этот праздник бывает освящение воды
III Навечерие Праздника -Крещенский сочельник
Слово Навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название - Сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо. Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам. В этот день, принято не вкушать пищу до принятия крещенской воды после Литургии.
IV Святая вода
В Сочельник и в самый день Праздника Крещения после Литургии в храмах совершается Великое освящение воды. Водоосвящение называется Великим по его особенной торжественности. Оно стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Водоосвящение с 11-12 века происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. В Сочельник освящается вода в храме, а в самый Праздник в реке, или же в другом месте, где берут воду (люди из храмов выходят на его территорию).
Первое, в древности, совершалось для крещения оглашенных (готовящихся к крещению людей); второе же, вероятно, произошло от древнего обыкновения иерусалимских христиан, в день Богоявления, выходить на реку Иордан и здесь вспоминать крещение Спасителя. Отчего и у нас Богоявленский крестный ход имеет наименование Крестного хода на Иордан.
Освящение в оба дня (18 и 19 января) проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
Есть благочестивая традиция кропить в это день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления.
Крещенскую воду весь год употребляют с молитвой натощак (можно вместе с кусочком просфоры). Пить ее можно и нужно, не колеблясь, в любое время. Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
V Чтения
Послание к Титу святого апостола Павла, глава 2: 11-14; глава 3: 4-7
Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
Глава 3
Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни.
От Матфея, глава 7: 13- 17
Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды,- и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
VI Песнопения Праздника
Тропарь, глас 1
Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи,  / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже / и мир просвещей, слава Тебе.
Перевод:
При крещении Твоем во Иордане, Господи, / открылось поклонение Троице: / ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, / возлюбленным Тебя Сыном именуя, / и Дух в виде голубицы / подтверждал Его слова непреложность. / Явившийся Христе Боже / и мир просветивший, слава Тебе!
Кондак, глас 4
Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный.
Перевод:
Явился Ты в сей день вселенной, / и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, / в полноте знания воспевающих Тебя: / "Пришел, явился Ты, / Свет неприступный!"
Величание
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию крестившагося / от Иоанна в водах Иорданских.
Перевод:
Величаем Тебя, / Податель жизни Христе, / нас ради ныне плотию крестившегося / от Иоанна в водах Иорданских

19 января. Богоявление. Крещение Господа Иисуса Христа.Тропарь. Кондак. Величание

Обработка видео...

VII Духовное освещение Праздника
Чем мир после Христа отличается от того, что был до Него? И в том мире были праведники, и были грешники. И в те времена были порывы духовные, были взлеты и были падения, как это и сегодня происходит в человеческой жизни.
Но есть нечто, что принципиально отличает ту жизнь - до пришествия Христа - от этой жизни, хотя и в последней грех присутствует не меньше.
Есть одно важное отличие - через воплощение Сына Божьего, через Его страдания, смерть и Воскресение Господь, приняв искупительную жертву Сына Своего и Сына человеческого, в ответ на этот подвиг даровал людям, принимающим Христа и верящим в Него как в Спасителя, силу своей Божественной благодати.
Видимым образом присутствия Божественной благодати в жизни людей является Церковь, главным делом которой является совершение Таинств.
Таинства Церкви — это Таинства включения каждого человека, когда бы он ни жил и где бы он ни жил, в спасительную миссию, совершенную Христом. В Церкви силой Святого Духа мы становимся соучастниками Рождества, жизни, учения, страданий, смерти, воскресения Спасителя, и даже Его восхождения на небо; становимся соучастниками Его второго пришествия и Страшного суда, потому что силой благодати Божией разрушается всякое время и всякое пространство.
Таким образом, Праздник Крещения Господня является символическим, потому что благодать Божия действительно снисходит на нас видимым образом через освящение воды. Вода, которая не изменяет своих физических и химических свойств, пронизывается Божественной энергией, становится водой, которой сообщена благодать Святого Духа. Святая вода есть великий символ присутствия благодати Божией в жизни вселенной.
И когда в праздник Крещения мы освящаем воду, то тем самым свидетельствуем великую истину о всепроникающем и спасительном присутствии Божественной энергии в физической природе нашего мира.

 

14 января

Обрезание Господне

Непереходящий Великий праздник


От Луки, глава 2: 20-21, 40-52
20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то', что слышали и видели, как им сказано было.
21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
40 Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.
41 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
42 И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
43 Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
44 но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми 45и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
46  Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что' Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что' принадлежит Отцу Моему?
50 Но они не поняли сказанных Им слов.
51 И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем.
52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.

На восьмой день после Своего Рождества Господь наш Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками (Быт.17,10-14; Лев.12,3).
При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус, возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии (Лк.1,31-33; Лк.2,21).
Обрезание в качестве обряда посвящения Божеству существовало у многих народов, в том числе и у египтян. В еврейском понимании кровь священна, так как «кровь есть душа», кровь, текущая из органа, дающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в союз-завет Авраама и избранного народа с Богом и должен был напоминать народу о вытекающих из этого обязательствах.
По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления.
Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты).
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения. Праздник Обрезания Господня должен напоминать христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2, 11).
Свидетельства о праздновании Обрезания Господня в Восточной Церкви восходят к IV веку.
В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся.
Праздник Обрезания Господня продолжается один день.
Тропарь, глас 1
На Престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем Безначальным, и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли, от отроковицы неискусомужныя Твоея Матере, Иисусе: сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный, слава всеблагому Твоему совету: слава смотрению Твоему: слава снизхожению Твоему, Едине Человеколюбче.
Перевод:
На престоле огневидном / восседающий на небесах со Отцом Безначальным и Божественным Твоим Духом / благоволил Ты родиться на земле от Отроковицы, / не познавшей мужа Матери Твоей, Иисусе; / потому как человек и был Ты в день восьмой обрезан. / Слава Твоему всеблагому изволению; / слава промыслу Твоему; / слава снисшествию Твоему, единый Человеколюбец!
Кондак, глас 3
Всех Господь обрезание терпит, и человеческая прегрешения яко Благ обрезует, дает спасение днесь миру: радуется же в вышних и создателев иерарх и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.
Перевод:
Всех Господь обрезание претерпевает / и согрешения человеческие, как благой, отсекает, / дает в сей день спасение миру; / радуется же на небесах и иерарх Творца / и светоносный божественный служитель таинств Христовых Василий.

Вопросы:
Что такое обрезание?
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Обрезание (евр. бритмила; греч. перитомэ) – ветхозаветное обрядовое установление, которое состояло в отторжении крайней плоти детородного органа у всех младенцев мужского пола в 8-й день по рождении. Совершать его повелел Господь Аврааму и всем его потомкам по плоти: «Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами» (Быт. 17: 10-11). Повеление это было повторено Моисею (Исх. 12:44; Лев.12:3). Печатью этого знамения служило имя, которое давалось в этот же день.
Христос, будучи по плоти потомком Авраама, был обрезан на 8-й день и назван Иисусом – именем, которое было предвозвещено Пресвятой Деве Марии Архангелом Гавриилом, когда он благовестил тайну воплощения и рождения от Нее Сына Божия (Лк. 1:31;2:21). В воспоминание этого священного события св. Церковь с древних времен установила один из великих праздников – Обрезание Господне (1/14 января).
У св. апостола Павла выражение «обрезание сердца» употребляется в духовном значении - символизирует отсечение страстей, истинное покаяние и обращение грешника к Богу (Фил.3:3; Кол.2:11).
Почему в наше время празднуется Обрезание Господне?
До начала проповеди Царствия Небесного Господь, как происшедший по плоти из семени Авраама, прошел через все ветхозаветные обрядовые установления, утверждая единство библейской Священной истории. «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17).Все события земной жизни Спасителя имеют для христиан особую значимость. Обряд обрезания включал наречение имени. В этот восьмой по рождении день совершилось наречение спасительного и сладчайшего имени Иисус. О величии этого имени предсказывали пророки (Мф.12:21). Сам Спаситель сказал: «именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк.16:17-18). Поэтому в день праздника в Церкви поётся: «Придите, Владыки преславная Христова наименования во святыни торжествуем: Иисус бо боголепно наречеся днесь» (Припев на 9-й песни канона в день Обрезания).
Установление праздника Обрезания Господня имело также значение для борьбы с древней ересью докетов, которые отрицали Боговоплощение, ложно утверждая, что тело Иисуса было не реальным, а призрачным.
Объясните, пожалуйста, почему в православии не практикуется обрезание? Ведь Иисус был обрезанным и, насколько мне известно, никогда не говорил о том, что обрезание надо отменить.
Господь наш Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы исполнить закон, но не нарушить его. Вместе с тем с пришествием в мир Спасителя, как поется в одном из догматиков, "Прейде сень законная, благодати пришедши". Многие предписания ветхого завета носили прообразовательный характер. Прообразом Крещения было обрезание. Теперь же нет смысла исполнять то, что некогда было приготовлением к приходу в мир Христа Спасителя.