Назад к списку

Хождение по водам (Мф.XIV,22-34)

Каждый воскресный день — это Малая Пасха. И каждый раз Церковь предлагает Общине особое евангельское чтение о событиях и словах Господа Иисуса. Подобно тому, как Постом или в пасхальный период Церковь торжествует о том или ином славном деянии Господа, так и в обычный период года Церковь призывает общину возрадоваться над совершённым в истории нашим Богом. 


 Евангельское чтение IX Недели по Пятидесятнице говорит о хождении Господа по водам Геннисаретского Озера. Это означает, что время до следующего воскресенья Община верующих призывается к размышлению над этим евангельским событием. К радости о Господе, повелевающем стихией. В хождении Господа по водам особенным образом раскрывается мессианство Господа.

Господь Иисус – посланный Отцом Мессия. В своем служении избранному народу, Он повторяет и в гораздо большей степени являет то, что уже совершали великие библейские пророки. Величайшие из пророков могли повелевать стихиями. Так, Моисей провел свой народ сквозь море, а Илия заставил расступиться Иордан. Господь же не нуждался в разделении воды и шел по водной глади.

Господь ходил по воде. Это великое и дивное явление хождения по волнам сквозь бурю естественно напугало Апостолов. Потому Петр воззвал ко Христу словами: «Если это Ты, то повели прийти к тебе по воде». Эти слова были произнесены две тысячи лет назад, но в одинаковой степени относятся и к нам, относятся к истории, относятся к Церкви.

В XXI веке община Церкви странствует в мире, который, по словам Тиля Линдеманна, «плачет об искуплении, но вопиет об отсутствии Бога». Поэтому всякое обращение, пусть и не осознанно, формулируется именно такими словами. «Боже если это Ты…». Если это Ты, сделай. Если это Ты, услышь. Если это Ты, избавь. Если это Ты, спаси. Если это Ты, будь с нами.

Господь слышит с особым вниманием. Потому что вера в наше время – особая вера. Особая вера в особое время. Ведь в древности мир был трехэтажным. Казалось, что над нами, над зримыми физически облаками, небесный трон «над Небом Голубым», где ангелы. Под землею же находится преисподняя, отблески гееннского пламени которой видны в вулканах. Научная картина мира отодвинула этот мир в прошлое.

Вера была очевидностью, но для нас она стала готовностью. Мы, люди последних времен, верим в готовности. Готовности следовать за Господом, готовности принять Его видимое отсутствие, готовности уверенности в Его присутствии. Подобно Петру на водах, мы утопаем в жизни, обстоятельствах и делах. Господь же призвал нас «гулять по воде с Собою». Церковь как община и Церковь как Тело Христово. Господь призывает общину верить, не ослабевая в готовности. Слова же Апостолу – «зачем ты усомнился» - это напоминание о трагическом дуализме веры и сомнения.

Текст сегодняшнего Евангелия предваряется словами о том, что Господь Иисус восходил в гору помолиться. Мы должны стараться понять, что значит молитва Иисуса. Ведь на молитве Господа Иисуса строится вся сакраментальная жизнь Церкви – жизнь Церкви в таинствах.

Господь Иисус – посланный Отцом Мессия. Сын Божий, вошедший в историю, Он исполнил все божественные повеления, все то, что человечество оказалось не в силах исполнить. Во Иисусе Христе – бесконечное «да» и бесконечный «аминь» каждому божественному призыву и слову.

За бесконечное благо в служении Богу и миру, зло, дьявол и люди привели Его на Крест. Зло, дьявол и люди убили Мессию. Если бы «история Одного Живущего» -Господа Иисуса - завершилась на этом, то зло одержало бы величайшую и окончательную победу в Истории. 

Но Бог приготовил Свой новый, спонтанный, пасхальный, потрясающий, неожиданный, подлинно, действительно божественный ответ. Бог восставил Иисуса из мертвых. Отныне Господь Иисус сидит одесную Отца. И, как об этом свидетельствует Послание к Евреям, «может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы свидетельствовать за них» (Евр.7,25).

В своих молитвах Церковь обращается ко Господу. Господь же Иисус присоединяет молитву Своей Церкви, то есть молитву нас, как Общины, Он присоединяет к Своей молитве. Молитва Господа Иисуса всегда бывает услышана Отцом. Она просто не может быть не услышана. В этом – ключ к пониманию нашей веры, веры Церкви и веры Общины, обоснование веры, приносящей эсхатологическую победу готовности последовать за Господом по водам.