Назад к списку

Освящение плодов: традиция или суеверие?

Приносить в храм плоды, зачастую яблоки, на освящение 19 августа – устоявшаяся традиция!


 В этот день храм всегда полон народа. Все идут с корзинами и пакетами, полными самых разных фруктов. И поэтому в народе праздник Преображения Господня, отмечаемый в этот день, совершенно нелепо называют порой “яблочным Спасом”… Спас означает Спаситель, то есть, если говорить буквально, это народное название праздника звучит как «яблочный Спаситель». Звучит весьма вольно по отношению к церковному календарю, да и едва ли выражает смысл самой традиции освящения плодов.

К сожалению, люди, пользующиеся этим расхожим наименованием, даже не подозревают, что оскорбляют великий христианский праздник, невольно огорчая Самого Спасителя, называя его «яблочным». На самом-то деле праздник посвящен Преображению Господню и лишь малой свой частью связан с освящением плодов, причем не только яблок. Но, увы, в данном случае в обывательском обиходе, как это ни грустно, яблоки затмили Спасителя…

С чего все началось? Обратимся к истории Ветхого Завета. Еще в книге Исход есть упоминание о том, что необходимо приносить в храм в дар Богу начаток овощей, то есть первые плоды, не все, а только первые. 

Сам смысл приношения плодов в храм заключался в том, чтобы, пожертвовать их Богу. Такая жертва воспитывает в человеке правильное понимание устройства этого мира. Ведь мы отдаем Богу то, что и так Ему принадлежит, но то, что выросло благодаря нашим усилиям. 

Искаженное понимание праздника привело к возникновению непонятных традиций: не есть никаких плодов до 19 августа, освящённые плоды вкушать только натощак, кочерыжки от этого плода сжигать, а пепел развеивать над рекой, и многие другие сложности – а все из-за непонимания того, а зачем все это нужно?

Первое, что надо понять, – это то, что освящение плодов нужно не плодам, а людям. 

Второе. Освящая плоды, мы освящаем не маленький пакет или корзинку, которую принесли в храм, а плод своих трудов или свои запасы.

Остался один вопрос. Причем здесь Преображение Господа? А ведь этот величественный праздник стал жертвой народной неверной трактовки освящения плодов совершено случайно.

Дело в том, что наша Церковь живет по греческой традиции, так как именно из Греции мы при Крещении Руси переняли богослужебный устав. Греческий народ живет от праздника к празднику. В этой стране все плоды созревают ближе к празднику Преображения, поэтому там и повелось освящать плоды именно в этот день. Но вместе с тем в Требнике (книга, в которой написаны все молитвенные проследования, совершаемые священнослужителями) четко написано, что, во-первых, молитва совершается не над плодами, а над теми, кто их выращивает и приносит, а во-вторых, что освящать их надо в том месте, где они растут, особенно это относится к винограду.


Таким образом, можно сделать вывод: 19 августа надо прийти в храм помолиться Спасителю в день Его Преображения и, конечно, впредь не называть праздник Преображения Господня “яблочным Спасом”!