Назад к списку

Если Христос воскрес, то почему я умру? – и другие заковыристые вопросы про Пасху

Откуда мы знаем, что Христос воскрес? Почему люди умирают, если Христос победил смерть? Существует ли ад после Пасхи? Эти и другие вопросы, о которые нередко спотыкается наш слишком человеческий мозг.


 Если смерть побеждена, то почему люди умирают?

Христос победил тотальность смерти как таковой. Воскрешения из мертвых были и до Христа, их совершали и пророки, и Сам Спаситель. Но это совершенно не то же самое, что произошло со Христом. Воскрешенные всё равно умерли. А Христос после воскресения не умирает — Его человеческая природа перешла в другое качество бытия, в котором смерти уже нет.

Объяснение, почему мы все должны пройти через смерть, есть у святителя Василия Великого. Он приводит такой образ. Представьте себе, что некий горшечник слепил с большой любовью замечательный сосуд для использования. Но его враг из ненависти взял и залил это изделие расплавленным свинцом. Что делать? Ни извлечь свинец теперь нельзя, ни пользоваться сосудом. Тогда горшечник принимает решение разбить сосуд — и заново склеить черепки, уже освобожденные от свинца. Под свинцом имеется в виду грех, который подчинил себе человеческую природу.

Только через смерть человек получает от него полную свободу. Поэтому мы все продолжаем умирать — но для нас смерть уже не означает конец жизни, а становится переходом из одного качества бытия в другое.

Воскресший Христос стал первым из всех людей, на ком исполнился замысел Бога о даровании человеку бессмертия. Когда мы говорим, что Христос победил смерть — это значит, что Он победил ее не как всеобщее явление в мире — он победил ее в Своей человеческой природе. 

Откуда мы знаем, что Иисус Христос действительно жил и воскрес? Может, это все христиане сами и придумали?

Есть замечательная книга «Иисус Христос в документах истории» Бориса Деревенского. Это качественное научное издание, в котором приводятся свидетельства различных авторов, в первую очередь светских, которые говорят о Христе как о реально жившем историческом лице. Это, например, Иосиф Флавий, Корнелий Тацит, Плиний Младший, Гай Светоний. Есть огромное количество свидетельств в апокрифах, которые хоть и не признаются Церковью как Священное Писание, но служат литературным памятником своего времени и источником исторических сведений о Христе. 

Но в первую очередь воскресение Христа для нас — это предмет веры, более того — краеугольный камень всего христианского учения. Еще апостол Павел сказал: Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша (1 Кор 15:14). То, что Христос — Мессия, а не самозванец, подтверждено именно Его воскресением. Не будь воскресения, вся дальнейшая история христианства, включая сошествие Святого Духа на апостолов, проповедь по всему миру, чудеса, стремительное распространение христианства — все это представляло бы собой невероятную, галактических масштабов аферу. Бывают крупные аферисты, которые могут десятилетиями обманывать и государство, и людей, но в какой-то момент их обман вскрывается. Но за две тысячи лет никому так и не удалось привести достоверных и доказанных свидетельств того, что Христос не воскресал.

О факте воскресения Христа может с психологической точки зрения свидетельствовать и тот внутренний переворот, который произошел в сознании Его учеников.

Посмотрите: они из забитых и испуганных казнью своего Учителя стали отчаянными проповедниками и «взорвали» весь мир своей проповедью, постоянно рискуя своей жизнью и в конце приняв насильственную смерть за свою проповедь. Достаточно вспомнить эпизод из Евангелия, когда апостол Петр говорит другим ученикам: «Иду рыбу ловить!» — и те отправляются с ним (Ин 21:3). То есть апостолы стали возвращаться к своей привычной жизни, потому что ждать больше нечего — Учителя убили и похоронили. Всё, конец. Но потом они вдруг начинают проповедовать Христа и не боятся ни гонений, ни смерти — такое можно объяснить только событием чрезвычайной важности. Их проповедь и была в первую очередь о Христе воскресшем.

Если бы Христос не воскрес, они бы не пошли на проповедь, переворота в их сознании не произошло бы, а учение Христа утонуло бы в массе подобных изречений мудрецов, философов, политических деятелей. С чего бы апостолы отправились умирать за Человека, который не сильно отличался от подобных ему лжемессий, которые в то время проповедовали и собирали вокруг себя последователей? Воскресение Христа это всё объясняет.

Если ад был повержен Христом, то почему в Церкви продолжают говорить, что грешники попадут в ад? Куда же они попадут?

Да, во время пасхальных песнопений мы слышим, что Христос «разрушил врата ада». Это значит, что он стал Первенцем, который пробил стену, разделявшую человечество на две категории: либо ты живой, либо — в аду. Поэтому евреи бесконечно ценили земную жизнь. Они понимали, что за ее пределами ничего хорошего их не ждет. Но Христос вводит сюда другое измерение — Он становится тем, кто попав в ад, выходит из него в другое качество бытия. И не просто выходит, а еще и выводит с собой всех, кто ждал Его пришествия. Своим сошествием во ад Христос разрушил монополию ада на души умерших людей. Поэтому понимать слова пасхального песнопения как полное уничтожение ада — неправильно. Христос не уничтожает ад, а дает возможность из него выйти.

Христос пришел спасти людей от власти греха. Но после Его Воскресения люди продолжают грешить. Выходит, у Христа ничего не получилось?

До Христа люди не могли не грешить. У них не было камертона «правильности» и человечности — всё было смутно и спутанно. Да, были заповеди Моисея, которые дал ему Бог, но они только ограничивали и отсекали то, что уже было мертвым. Это скорее ампутация, а не лечение — когда половина ноги сгнила, ее отрезают. Поэтому большинство заповедей носило отсекающий характер: НЕ прелюбодействуй, НЕ укради и так далее. Это не вопрос обретения Бога. Ветхозаветные заповеди нужны были для того, чтобы удержать человечество от окончательного озверения, утраты образа Божия. Но это еще не приводит человека в состояние близости с Богом.

Почему люди продолжают грешить после пришествия Христа? По той же причине, по которой люди с правильным представлением о музыке играют фальшиво, — никто не может им этого запретить, в том числе Бог, наделивший людей свободой воли. Мы можем только не пойти на концерт недобросовестных исполнителей.

В христианской аскетике причина греха — это неведение Бога. Когда человек открывает для себя Бога как самое желанное и самое любимое, он перестает грешить. Вернее, он может грешить, оступаясь в чем-то, но он не грешит в плане сознательного противодействия Богу. Грех часто понимают как нарушение нравственных установок. Но мы прекрасно знаем, что можно не нарушить ни одну нравственную установку и быть при этом редкой дрянью. У Христа получилось избавить людей от греха. Но необходимое условие этого избавления — готовность человека впустить Бога в себя и следовать Его воле.

Церковь говорит о всеобщем воскресении после смерти. Как это будет выглядеть?

Этого никто из людей не знает. Бесполезно представлять себе образы и пытаться угадать — все равно это будет не так.

В качестве направления для мысли могу предложить размышление архимандрита Емилиана (Вафидиса). В одной из своих проповедей он обращается к слушателям с вопросом: что это было за тело, которым обладал Христос? И сам дает потрясающей по своей смелости в плане богословия ответ. Он говорит, что Христос являлся Своим ученикам телесным образом не потому, что был обусловлен своим телом, а потому, что хотел именно таким образом удостоверить их в реальности Своего воскресения. Воскресшее тело Христа и сам Христос находятся в ином качестве бытия, которое нам недоступно в этой жизни. Как мы можем узнать, что там нас ждет? Да никак — воскреснем и тогда узнаем! 

Почему здесь важны приведенные слова отца Емилиана? Он сразу отсекает уловку ума проецировать то, что мы имеем здесь, в тот мир. В последней книге «Хроник Нарнии» Клайва Льюиса, когда его герои попадают в настоящую Нарнию (символически изображающую в книге Царство Небесное), они с удивлением находят себя в той же самой Старой Англии, в которой они выросли, которая была для них так дорога. Но теперь они видят Англию «более настоящей». Все гораздо лучше — и цветы, и здания. Лев Аслан зовет героев «дальше и выше». И что же они видят? Ту же самую Англию. Но по сравнению с предыдущей, она еще более подлинная, более настоящая. Это как если бы вы начинали чистить луковицу, но с каждой снятой чешуйкой ваша луковица не уменьшалась бы, а наоборот — увеличивалась. Этот образ Льюиса говорит о том, что в Царствии Небесном нас ждет динамика. Но не внешняя, а внутренняя, глубинная. Для Бога бесконечно дорого все то, что дорого нам.

Зачем вообще Богу нужно было приходить на землю и страдать на Кресте?

 Ответ здесь может быть очень коротким. Богу это нужно было для того, чтобы человеку, который задает Ему вопрос: «А что Ты сделал, чтоб в Твоем мире не было зла, греха и смерти?» — можно было ответить, показав на распятого на Кресте Сына Божьего. Что еще нужно было сделать для этого мира?.. Это то, чем христианство отличается от любых религий — превосходящая разум любовь Божия к людям. За наше право быть, право свободно выбирать — грешить или быть спасенным, Бог платит собственной жизнью.