Назад к списку

Зачем создан этот прекрасный мир? 

Зачем создан этот прекрасный мир, если человек не может жить и радоваться, и наслаждаться красотами мира, а он должен только болеть страдать, изнурять себя тяжелым трудом, чтобы выжить, прокормить свою семью и в конце концов тяжелая старость? И за гробом полная неизвестность… в том плане, что как написано, в Священном писании, что спасутся только не многие, а миллиардам людей муки вечные?



Если обратиться к Священному Писанию, то станет совершенно ясно, что мир, таким какой он сейчас, Бог не творил. Вот как говорит книга Бытия: 


«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу; 30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. 31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой».  

Однако, сотворив человека абсолютно свободным, Бог ограничил свое всемогущество. Адам сделал свободный выбор, когда послушался диавола и преступил Волю Божию. Тем самым Адам, а с ним и все его потомки, обрекли себя на жизнь тяжелую. И это был свободный выбор. И Бог его не хотел. Вот как об этом написано в Библии: 

«Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою. 17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; 18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; 19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

А так как человек был властелином этого мира, как сказано в Библии, что Бог отдал всю власть над миром человеку, то вместе с человеком произошло искажение и видимого мира. Поэтому нынешнее бедственное существование человека, следствие его свободного выбора. Правильно ли считать, что трагедии посылаются за их грехи? Точно так же можно было бы спросить, например, «Правильно ли считать, что цирроз печени посылается алкоголику за его грех пьянства?» Безусловно, праведная или греховная жизнь отдельного человека или целого народа влияет на внешние обстоятельства их жизни. 

На счет печальной загробной участи большинства людей, то не все так печально. Во-первых, мы верим, что всех искренних христиан, Бог помилует. Не важно, что все грешные, ведь нет безгрешных людей. Но мы верим, что Бог нас любит, а значит, примет нас к себе. Бог милует людей, за то, что они надеются на Него, уповают на Его милосердие. Потому что если бы Он судил по справедливости, то никто бы не спасся. Он пришел и умер за нас, и при том за нас грешников. Если он так нас любит, то мы должны доверять Ему и надеяться не на свои заслуги, а исключительно на Его милость. 

И мы также надеемся, что Бог помилует всех хороших людей, независимо от их вероисповедания. Потому что Он добр и милосерден. Ведь люди не виноваты, что родились мусульманами или буддистами. 

Однако до конца понять весь промысел Божий о мире и человеке нам не дано. Вот что можно прочитать по этому поводу в Житии Антония Великого: 

«Антоний Великий сам в себе размышляя, удивляясь сокровенным и недоведомым тайнам Божиим, воззвал смиренно к Богу: о Господи, Боже мой! Тебе бывает благоугодно иногда даровать долголетнюю жизнь людям по видимому бесполезным и погруженным в бездну беззаконий, а иногда преждевременно лишаешь жизни сей людей весьма полезных для блага общества. Одни, мало прегрешившие, тяжко казнятся Тобой, другие, напротив, живут себе без всяких скорбей, счастливо, и поэтому получают дерзость совершать преступления: "выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце" (Пс. 72. 7)? При этом размышлении Антоний слышит голос: "Будь внимателен к самому себе: то, о чем ты размышляешь, есть суд Божий, и ты его не исследуй и не испытывай».    


В дополнение  можно привести еще переписку А.С. Пушкина с митр. Филаретом


Дар напрасный, дар случайный, 

Жизнь, зачем ты мне дана? 

Иль зачем судьбою тайной 

Ты на казнь осуждена?


Кто меня враждебной властью 

Из ничтожества воззвал, 

Душу мне наполнил страстью, 

Ум сомненьем взволновал?..


Цели нет передо мною: 

Сердце пусто, празден ум, 

И томит меня тоскою 

Однозвучный жизни шум. 

 А.С Пушкин


Ответ митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова): 

Не напрасно, не случайно 

Жизнь от Бога нам дана, 

Не без воли Бога тайной 

И на казнь осуждена.


Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью, 

Ум сомненьем взволновал.


Вспомнись мне, забвенный мною!

Просияй сквозь сумрак дум, – 

 И созиждется Тобою 

Сердце чисто, светел ум.


Пушкин, продолжая тему, пишет своего рода исповедь:

В часы забав иль праздной скуки, 

Бывало, лире я моей 

Вверял изнеженные звуки 

Безумства, лени и страстей.


Но и тогда струны лукавой 

Невольно звон я прерывал, 

Когда твой голос величавый

Меня внезапно поражал.


Я лил потоки слез нежданных, 

И ранам совести моей 

Твоих речей благоуханных 

 Отраден чистый был елей.


И ныне с высоты духовной 

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной 

Смиряешь буйные мечты.


Твоим огнем душа согрета 

Отвергла мрак земных сует, 

И внемлет арфе Филарета 

В священном ужасе поэт.


(В другой редакции:

Твоим огнем душа палима 

Отвергла мрак земных сует, 

И внемлет арфе серафима 

В священном ужасе поэт.)