24 мая 2020 г

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Неделя 6-я по Пасхе. О слепом

Всего Недель (воскресений) до отдания Пасхи — шесть
1-я — Пасха
2-я — Фомина,
3-я — Святых жен-мироносиц
4-я — О расслабленном
5-я— О самаряныне
6-я —О слепом
Сегодняшнее, шестое по Пасхе Воскресенье, носит название
Недели "О слепом", или об исцелении слепорожденного. Это великое чудо описано в Евангелии от Иоанна в 9 главе и читается сегодня. 

Исцелить не просто ослепшего, а того, кто никогда в жизни не видел, рожденного слепым, — о таком чуде никогда не слышали иудеи.
И это еще одно чудо, которое совершил Христос в субботу. Такая Его последовательность продиктована желанием показать людям пагубность бездумного исполнения правил и обрядов: и обрядов: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк 2:27).

Только что Христа хотели побить камнями за Его проповедь в храме, и Он ушел прочь. И вот, идя вместе с учениками, увидел слепого, просящего милостыню.
Ученики стали спрашивать Спасителя: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Евреи веровали, что несчастья, которые случаются с людьми, посланы им в наказание за грехи или за грехи их родителей. Это верование былоосновано на законе Моисея, который гласил, что дети наказывается Богом за вину родителей до третьего и четвертого рода (Исх. 20, 5).
Христос ответил: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии." (Ин.9,3-5). Произнеся эти слова, Спаситель сотворил брение, помазал им очи слепого и сказал ему: «Иди в Силоамскую купель, омой свои глаза и будешь здоровый».
Силоамская купель находилась на священном источнике, который вытекал из-под горы Сионской на месте, которое народ израильский очень почитал. Омывшись в водах Силоама, слепой прозрел.
Фарисеи и храмовые служители в чудо не верят и, допрашивая то родителей слепорожденного, то его самого, пытаются выяснить, в чем подвох, и уличить их во лжи! Но в итоге исцеленный в простодушии своем обличает своих допросчиков, говоря: …Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Уязвленные фарисеи выгоняют его с раздражением: Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь!
Христос, узнав, что его выгнали, Сам находит его и спрашивает: Ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
Слепота была попущена этому человеку для прозрения не только телесного, но и душевного для того, чтобы он, исцелившись, умом и духом постиг то, что Иисус есть Сын Божий.
У этого события, конечно, есть духовная параллель, о которой идет речь в богослужебных текстах: духовные глаза человеку может открыть только Христос. А те, кто бахвалится прекрасным духовным зрением, то есть знанием и праведностью, могут оказаться слепы.
К сожалению, духовная слепота и сейчас распространена среди нас: часто мы уповаем только на свой ограниченный разум и на земное знание, а не ищем разумного Божественного света в смирении и молитве. Сколько слепых не физической слепотой, но болезнью более страшной: слепотой к любви и состраданию к ближним, к смыслу жизни, слепотой ко всему, что могло бы сделать нашу жизнь победой над грехом и смертью.
Слепой искал Христа, встретил Его и был исцелен Им.
Так же и мы должны выйти навстречу Христу, каждый должен взять крест своей жизни и следовать за Господом. В любых обстоятельствах: и в радости, и в скорби мы должны стремиться быть с Богом.
Евангелие от Иоанна рассказывает об этом событии.
От Иоанна, глава 9: 1-38
1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.
2 Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?
3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.
4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.
5 Доколе Я в мире, Я свет миру.
6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,
7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.
8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?
9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.
10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?
11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.
12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.
13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.
14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.
15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.
16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.
17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.
18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего
19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?
20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,
21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.
22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.
23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.
24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.
25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.
26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?
27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?
28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.
29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.
30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.
31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.
32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.
33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.
34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.
35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?
36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?
37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.
38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

Священник Сергий Свешников
Христос воскресе!
Уже недолго осталось нам слышать эти удивительные слова с церковного амвона.  Подходит к концу всецерковное празднование величайшего торжества, этого спасительного делания Божия.  Вместе с ангелами на небесах мы пели воскресение Христово; встретившись со Спасителем, вместе с апостолом Фомой восклицали: «Господь мой и Бог мой!»; вместе с мироносицами мы бежали к пустому гробу, неся Воскресшему нашу боль, нашу печаль, нашу скорбь, и услышали в ответ радостное благовестие; как расслабленного, воздвигал нас Христос из греховной смерти к чистой жизни; и, как некогда самарянке, бросившей свой глиняный кувшин у древнего колодца и побежавшей возвестить горожанам о пришествии Мессии, Христос и нам предлагает оставить мутную воду мирского и греховного и напиться из неиссякаемого Божественного источника, текущего в жизнь вечную.
Подходят к концу святые дни: через три дня мы будем отмечать отдание Пасхи, а в четверг—праздновать Вознесение Господне, праздновать надежду на наше вознесение, нас, исцелённых, восставленных, очищенных Кровью Спасителя в

Его едином и неделимом Теле—Святой Церкви.  Как бы научая нас, что невидимый телесными глазами вознесшийся Христос есть среди нас, открытый взору духа,
Святая Церковь повествует нам о мудрости евангельского слепца и предупреждает от духовной слепоты фарисейской.
В евангельском чтении мы слышали о том, как Христос исцелил слепца, как дал зрение человеку, рожденному слепым.  Вот чудо!  «От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному» (Ин 9:32).  Но не чудеснее ли упорная слепота тех, кто, казалось бы, должен был видеть?  Не удивительнее ли духовная слепота фарисеев?  Каково противостояние не только вере, не только чуду, но и здравому смыслу!  «Кто он?» — спрашивает духовная слепота. — «Пророк!» — отвечает вера (Ин 9:17). — «Как он открыл тебе глаза?» -настаивает духовная слепота, не желая слышать ответа. — «Я уже сказал вам, и вы не слушали,» — отвечает вера (Ин 9:27). -  «Мы не знаем Его и откуда Он!» — заявляет духовная слепота, отрицаясь Христа, отворачиваясь от Него (Ин 9:29). -  «Это-то и странно, что Он исцелил глаза слепорождённому, а вы не знаете откуда Он,» —удивляется вера (Ин 9:30). — «Он — грешник!» — кричит духовная слепота (Ин 9:24), стараясь очернить всё светлое и высокое. — «Бог не слушает грешников,» (Ин 9:31) — вразумляет духовных слепцов мудрая вера. -  «А Этот совершил Божие чудо.»  Беснуются духовные слепцы, лжепастыри израильского народа: «Он нарушает наши привычки, Он исцелят человека в субботу; Он хочет, чтобы мы открыли наши глаза, смыли грязь с наших лиц, посмотрели на солнце, а мы привыкли к грязи, наши веки слиплись от греха, и наши глаза не видят неба; Он зовёт ввысь, а нам удобнее в гнилом подвале—убить! изгнать!» -  и постановляют убить Спасителя и изгнать спасённого (Ин 9:34).
Не одинаковы ли духовные слепцы всех времён?  Не так же и сейчас изгоняют Христа из своего сердца и из своей жизни под личиной благочестия, а часто даже не заботясь ни о какой личине?  Предлагая нам евангельское поучение о слепоте в это последнее воскресенье Пасхи, Святая Церковь всех жаждущих исцеления от духовной слепоты призывает обратиться к Источнику света и последовать мудрой вере древнего слепорождённого.  Ведь и мы, от рождения ослеплённые грехами, смотрим на мир опустевшими глазницами наших очерствевших сердец.  Но воскресение Христово, свет, воссиявший миру из гроба у Голгофы, и нам даёт воскресение, открывает и наши глаза, светит и в наши сердца, возносит и нас к Солнцу небесному,  — если только мы в простоте веры примем исцеляющую нас благодать.  Если же мы перестанем прятаться от Бога за завесой напускного
благочестия, за фасадом внешней мишуры; если обратимся ко Христу-Спасителю в простоте веры, -  тогда Сын Божий найдёт и нас, как Он некогда нашёл исцелённого слепорождённого, откроется нам и укрепит нашу веру.
Обратимся же ко Христу с горячей молитвой исцелить наши глаза, наши сердца, всего человека; и пронесём нашу пасхальную радость  до отдания Пасхи, и через весь год, и, как основополагающий принцип, через всю нашу жизнь.
«Воскресе Христос, и падоша демони.
Воскресе Христос, и радуются Ангели.
Воскресе Христос, и жизнь жительствует.
Воскресе Христос, и мертвый ни един во гробе.»
(Святитель Иоанн Златоуст)
Аминь!
 

17 мая 2020 г

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Неделя 5-я по Пасхе. О самарянке


Пятое воскресенье после праздника Пасхи называется
«Неделя о самарянке» (в 2020 году – 17 мая)

Событию встречи у колодца Иисуса Христа с самарянкой, через которую Он обратил целое селение посвящена пятая неделя по Пасхе.
Самаряне — малочисленная этническая группа, потомки язычников, которые заселили эту землю после пленения Вавилоном израильского народа. Их религиозные представления серьезно отличались от традиционной веры иудеев.
К моменту описываемой истории иудеи и самаряне уже на протяжении нескольких веков находились во взаимной вражде и друг с другом не общались.

Христос вместе с учениками возвращался в Галилею, на север страны, через Самарию — таков был кратчайший путь. Здесь, недалеко от города Сихем у подножья горы Гаризим Он остановился отдохнуть у колодца Иакова. Ученики же пошли в селение, чтобы купить еды.
В этот-то момент из города за водой пришла женщина с кувшином, приспособленным, чтобы спускать его в глубокий колодец. Иисус попросил ее набрать воды для Него. Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? — удивилась она. Если бы ты знала дар Божий, — ответил Христос, — и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую… Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал в ответ то, чего она никак не ждала услышать: Всякий, кто пьет эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Тогда в своем простодушии собеседница Спасителя просит: «Господи, дай мне такую воду, чтоб мне больше не ходить на колодец!» А Христос велит ей идти в город и вернуться к колодцу вместе с мужем, чтобы Он мог разъяснить ей смысл сказанного. «У меня нет мужа», — призналась женщина. «Ты правду сказала. У тебя было пять мужей, а тот, с которым ты живешь сейчас, не муж тебе», — ответил Господь.
Она удивлена прозорливостью Сидящего перед ней, но продолжает спрашивать. Все с той же искренностью и простотой сразу принимается выяснять самый важный для нее вопрос: чья же вера — правая! «Вижу, Господи, что ты пророк! Отцы наши поклонялись Богу на этой горе, а вы, иудеи, говорите, что место поклонения Ему — в Иерусалиме». Поверь Мне, — отвечает Христос, — что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Знаю, — не унимается самарянка, — что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
На что Господь отвечает прямо этой бесхитростной женщине: Это Я, Который говорю с тобой. Что должно было произойти в ее душе? Она бежит в город, где рассказывает о прозорливом Страннике, заговорившем с ней: не он ли Христос? И тогда жители Сихема выходят к колодцу. Господь по их просьбе два дня пробыл в этом городе, и многие уверовали в Него.

Это событие и вспоминает Церковь в послепасхальные недели. И применяет к нам слова, сказанные Христом самарянке. В кондаке это отражено так:
«На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: “Приходите и зачерпните воды бессмертия!” Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: “Даруй нам милости Твои, ибо Ты — источник жизни нашей!”»
От Иоанна, глава 4
5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30 Они вышли из города и пошли к Нему.
31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.
32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41 И еще большее число уверовали по Его слову.
42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.


Священник Сергий Ганьковский
Поклонение в духе и истине
Христос воскресе!
Недавно один не очень трезвый человек, увидев на улице города священника в рясе и с крестом на груди, возопил, воздев руки горе: “Не надо мне посредников!” Пафос этого крика души понятен: есть Бог, есть я – зачем мне Церковь, зачем мне правила, кем-то неведомым установленные. Разве может кто бы то ни было, будь он хоть семи пядей во лбу, встать между мною и Богом и приказать мне: “Молись так, как я сказал!”
Смотрите, вот уже двадцать первый век пошёл от того момента, когда Бог, пожалев человека, запутавшегося в своих мудрованиях, принял на Себя “зрак раба” (Флп.2.7), то есть воплотился, стал человеком, вочеловечился, как мы поём в

Символе веры, “нас ради человек и нашего ради спасения”, а проблема для современных “самарян” всё ещё не решена. Всё ещё они, подобно легкомысленной женщине из самарийского города Сихаря, не решили для себя, как и где им покланяться Богу – в храме, дома, на горе или под деревом.
Если бы дело касалось только их, мятущихся и сомневающихся, не стоило бы, наверное, говорить об этом сегодня в церкви, среди верных. Уж мы-то, кажется, свой выбор сделали, потому и стоим здесь. Однако и мы, уже сделавшие свой выбор, уже ставшие, казалось бы, членами Церкви Христовой, зачастую и самим себе не отдаём отчёта в том, что же это такое: поклонение в духе и истине. И нам временами кажется, что поклонение в истине – это просто-напросто выполнение уставных правил или, что ещё сомнительней, точное следование “преданиям старцев”, то есть неписаным традициям и обычаям своей местности, своего окружения, своего времени. Но уставы церковные переменчивы, “времена лукавы” (Еф.5.16), а что касается “предания старцев”, то Господь уже однажды предупредил нас об опасности увлечения ими: “Он сказал им в ответ: хорошо пророчествовал о вас, лицемерах, Исаия, как написано: люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня, но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим” (Мк.7.6,7). Видно, дело не в том, как персты складывать, когда крестишься, или каким святым молиться, когда зубы болят. Не в этом, видно, заключаются “дух и истина”, о которых говорит Спаситель изумлённой самарянке.
Истина не в том – “где”, и не в том – “каким образом”. Истина – в правде. Если я прихожу к Богу довольным собой и недовольным людьми, Бог мне не поможет. Да и не будет такой приход к Богу поклонением, не будет он жертвой, потому что “Жертва Богу – дух сокрушенный” (Пс.50.19). Не будет самодовольный и гордый дух принят Господом так же, как не была принята жертва фарисея, которой этот ревнитель правил и почитатель Закона столь явно гордился: “Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять” (Мф.23.23). Так что построй мы хоть сотню храмов, облагодетельствуй мы хоть полторы сотни страждущих и болящих и положи мы хоть тысячу земных поклонов – это не станет поклонением в духе и истине, если нет малости: если нет покаяния.
Поклонение только тогда поклонение, когда душа уязвлена сознанием собственной греховности, собственного несовершенства. Ибо зачем мне Спаситель, если я сам в состоянии выпрямить, исправить, разогнуть искривлённую грехом бедную душу мою? А истина состоит как раз в том, что я грешен и слаб настолько, что измениться и исправиться сам не могу. Но эту правду о самом себе знает лишь

тот, кто многократно пробовал, кто уже “побился головой о стену” и понял – не пробить! Такой человек, конечно, не будет вопить: “Не надо мне посредников!” Такой человек не то что за “посредников” ухватится, но за каждую веточку и соломинку – лишь бы не утонуть! Только тогда и исповедуешь Христа Спасителем, когда поймёшь, что без Него тебе не выплыть. Потому и апостол Иоанн пишет своим ученикам: “И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге” (1.Ин.4.14.15). Понятно, что исповедовать Христа Спасителем и, значит, поклоняться Богу в “духе и истине” можно только в том случае, когда понял, что нуждаешься-то ты на самом деле не в богатырском здоровье или карьерном успехе, а в Нём, Который “всё знает” (Ин.21.17). Который знает, сколько “мужей” у самарянки; Который знает, как и насколько мы любим Его; Которому ведомо, правда ли мы нуждаемся в Нём как в Боге и Спасителе или нам с головой хватит неопределённого и томительного чувства причастности к чему-то “высокому”.
Самарянская блудница перешла эту грань, отделяющую того, кто одержим неопределёнными томительными предчувствиями и предпочитает остаться с ними навеки, от тех, кто ищет, алчет, жаждет помощи и благодати, кто уповает и надеется на Бога, потому что более ему надеяться не на кого. Она, ещё и не осознав этого, сделалась поклонницей “в духе и истине”, потому что уже покаялась в своём грехе, потому что уже решилась изменить свою горестную жизнь, уже пережила радость от этого своего покаяния. Потому-то ей совсем неинтересно стало рассуждать на тему о том, где кланяться Богу, ибо пришло для неё время “поклонения в духе”, о котором говорил ей Христос.
Теперь и нам, если мы и в самом деле ищем истины и правды, осталось совсем немного: покаяться с такой же глубиной и искренностью, как и она, чтобы, как и она, пережить пасхальную радость встречи со Христом.

 

10 мая 2020 г

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Неделя 4-я по Пасхе. О расслабленном

Четвертое воскресенье после праздника Пасхи называется
«Неделя о расслабленном» (в 2020 году – 10 мая)
Связь с Пасхой предыдущих трех недель (Светлая, Антипасха, Жен-мироносиц) совершенно очевидна. Но почему вдруг в воскресенье четвертой недели после Пасхи мы вспоминаем историю об исцелении Христом расслабленного? Дело в том, что четвертая неделя — это «экватор» между Пасхой и Пятидесятницей, днем сошествия Святого Духа на апостолов. В эту неделю празднуется Преполовение Пятидесятницы, т. е. полпути отделяет нас от Пятидесятницы, или Дня Сошествия Святого Духа. И все события после своего рода «экватора» и до этого великого праздника Церковь отмечает постольку, поскольку они имели место как раз во время иудейской Пятидесятницы.

от Иоанна, глва 5
1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.
2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.
3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
Господь наш Иисус Христос пришел на праздник в Иерусалим. У Овечьих ворот этого города стояла купальня, называемая по-еврейски Вифезда, что значит «Дом милосердия». Она представляла собой два водоема, которые были вырыты еще в VII веке до нашей эры у ворот Иерусалима, через которые проводили жертвенных животных, омывая их перед этим. Один раз в год являлся Ангел Господень и исцелял первого спустившегося после этого в купель больного человека. У Овчей купели среди многочисленных жаждущих исцеления после чудесного возмущения воды Ангелом, Он встречает расслабленного, лежащего без всякой надежды на выздоровление уже 38 лет и никогда не успевавшего первым войти в воду по возмущении ее.
Христос спросил страдальца, хочет ли он выздороветь? Расслабленный ответил Ему, что никогда не сможет попасть в купель первым. Тогда Иисус Христос сказал: «Встань, возьми постель твою и ходи». Болящий тут же поднялся, взял то, на чем лежал, и пошел полностью здоровым.
Господь сотворил это чудо в субботу, что стало причиной для недовольства иудейских священников и старейшин.
Не описано, как дальше сложилась судьба исцеленного Христом расслабленного. Однако евангелист Иоанн оставил упоминание о том, что позже Христос встретил его в храме со словами: «Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже».
Тексты богослужения Недели о расслабленном обращают внимание на наши расслабленные души.
Протоиерей Георгий Митрофанов
Эта всем нам хорошо известная Евангельская история звучит всякий раз по-новому, приобретая какую-то особую актуальность для каждого из нас. Ибо, хотя не все мы одержимы серьезными телесными недугами, так или иначе, но каждый из нас, к сожалению, не раз и не два в жизни переживает то, что переживал расслабленный вот у этой самой Овчей купели.
Действительно, история, которая рассказана нам сегодня, история об исцеляющихся у Овчей купели, актуальна на все времена. Мы видим эту купель, которая каким-то неведомым нам, загадочным образом способствовала исцелению людей, в окружении именно этих страждущих людей. Конечно, преимущественно это были люди, одержимые тяжелыми физическими недугами, жившие в эпоху, когда никакой, ни плохой, ни хорошей, системы здравоохранения не существовало вообще. И большая часть этих больных людей могла уповать лишь на помощь Всевышнего, которая, как верили они, подавалась именно тому, кто первым успевал забраться в эту самую купель в момент, когда Ангел Господень возмущал в ней воду.
Что это было за явление периодического возмущения воды в купели, нам сейчас представить довольно сложно, но что мы можем представить очень хорошо – это ту страшную давку, которая возникала всякий раз, когда возмущалась вода в купели. Когда люди все, по большей части несчастные, больные, страждущие, теряя свой человеческий облик, расталкивали друг друга и устремлялись к купели.
Это была страшная картина, которая повторялась регулярно, достаточно часто, во всяком случае для того, чтобы можно было видеть, насколько же слаб и немощен человек не только телесно, но и духовно. И сколь много пережил описываемый в Евангелии расслабленный, тридцать восемь лет одержимый своим недугом, когда наблюдал из года в год, как другие болящие исцелялись просто потому, что у них хватало сил, хватало дерзости, хватало злобы, оттолкнув своих ближних, забраться в эту купель. И его телесный недуг, конечно же, усугублялся страшными душевными переживаниями. И наверняка он уже потерял надежду исцелиться вот таким вот образом, как исцелялись другие обреченные. Он лежал и знал, что это его удел – всегда не успевать к источнику своего исцеления.
Но Спаситель исцеляет его, исцеляет, выразительно подчеркивая, что, в конечном итоге, не через источники, даже целебные, исцеляются люди, а только по Божией милости, по Божией любви, по Божиему состраданию. И в который уже раз исцеление расслабленного не вызвало радости и даже благоговения окружающих его людей. Опять начались эти традиционные фарисейские вопросы: а почему исцеление произошло тогда, когда не должно было ему происходить, почему нарушен субботний покой? Почему смел расслабленный подняться и пойти тогда, когда все должны пребывать в покое? Поразительно, как в сознании фарисеев радость субботнего дня, в который произошло исцеление болящего, перечеркивалась формальным представлением о том, что в субботу ничего не должно было происходить.
Но стояла за этим, увы, характерная и для нашего времени, и порой даже для нашей церковной жизни приверженность к мертвой букве, которая часто мешает и нам постигать великую тайну Божественной любви в этом мире, которая не знает никаких формальных ограничений, которая обусловлена не нашими обычаями и предписаниями, а безграничной любовью Божией к нам, изливающейся во все дни и во все времена.
Расслабленный не знал того человека, который исцелил его, но, воспитанный в традициях ветхозаветного закона, пережив великую радость исцеления, он вновь был возвращен в лоно становившегося все более и более жестоким Моисеева закона, того Моисеева закона, от которого наверняка и Моисей бы с ужасом отвернулся. А далее происходит то, что опять-таки всегда происходило и, увы, будет происходить в религиозной жизни человека. Человек, получивший помощь Божию, исцеление от Бога, по сути дела предает Бога, отрекается от Бога. Обратим внимание на это окончание Евангелия. Оно не выносит никакого приговора этому расслабленному, оно лишь констатирует одну очень выразительную деталь: в смущении подчеркнув, что он не знает того человека, который его исцелил, расслабленный, встретившись с Ним в храме, услышавший предостерегающие слова Христа о том, чтобы он не грешил больше, дабы не случилось с ним чего худшего, идет к фарисеям и указует на Того, Кто исцелил его в субботу и тем самым формально нарушил Моисеев закон.
Евангелие завершает свое повествование именно на этом эпизоде, но как это знакомо, как это привычно для человека: чаять помощи Божией, но, получив ее, отойти от Бога, забыть Бога и даже предать Бога. Почему это Евангелие звучит именно в пасхальном чтении, почему это Евангелие, в котором, казалось бы, мы обретаем для себя еще одно великое чудотворение Христа, предостерегает нас так же, как предостерег Христос расслабленного в храме? Да, наверное, именно потому, что, пережив пасхальную радость в эти дни, мы уже готовы забыть Бога в нашей, кажущейся церковной, а на самом деле, чисто мирской, во многом обезбоженной даже в череде церковных праздников жизни.
Но самое главное, наверное, все-таки заключается в другом. Это время, время, следующее за Пасхой, – время не только нашей радости, но и нашей сосредоточенности, ибо нам еще предстоят два праздника, очень сложных для нашего человеческого восприятия: праздник Вознесения и праздник Троицы. Праздники, которые напоминают нам, что оставленные Христом в этом мире и одаренные Христом в этом мире великими дарами, мы, христиане, должны продолжать Его дело на земле. В том числе и дело явления своего сострадания, пусть не Божественной, но человеческой любви к тем, кто в немощи, кто в скорби, кто в страдании. И я не могу сегодня не сказать о том, что довелось пережить мне, когда я пребывал на одре болезни, с которого, в значительной степени, я думаю, по вашим молитвам, мне удалось, так сказать, подняться достаточно быстро. Я наблюдал в больнице и самого себя, и окружающих меня больных людей и обращал внимание на одну чисто человеческую особенность: и я сам, и другие больные люди, попадая в больницу, обращались к врачам как к своим спасителям, как к своим целителям, как к тем, от кого зависит из здоровье. Мы были смиренные, кроткие, мы по-детски доверчиво смотрели на этих самых врачей, и те из этих врачей, кто еще не очерствел душевно, не могли не чувствовать этой нашей обращенности к ним. Но вот мы получали лечение, получали помощь, получали исцеление, и нам уже хотелось поскорее дистанцироваться от этих людей, поблагодарить их в тех формах, какие приемлемы для них, и как можно скорее забыть о них, как можно скорее уйти из этого места, где мы переживали себя в своей немощи и скорби, и, высказав слова благодарности, как можно быстрее забыть о том опыте страдания, который мы пережили, и о той помощи, которую мы получили от этих врачей. Каждый из этих врачей напоминал нам и о нашей немощи, и о нашей боли, о нашей слабости, о нашей болезни, которой вроде бы не стало и от которой как можно быстрее хочется отойти, даже забыв тех людей, которые нам помогали преодолевать нашу немощь.
И вот тут я задумался над тем, насколько же действительно сходно оказывается положение врача с положением Христа, к Которому приходили страждущие, уповая на Его помощь, и получали от Него помощь, конечно, большую, чем они получают от земных врачей, и Который оставался один после того, как Он одаривал людей Своей помощью. Вот почему, наверное, так часто бывает, что некоторые врачи, не будучи исполнены подлинного христианского сострадания, устав от такого к ним потребительского отношения, черствеют, впадают в цинизм и становятся великими профанаторами своего высокого призвания. И дело не только в их немощи, а в нашей немощи, ибо мы не способны быть благодарными даже тем людям, которые реально помогают нам в наших земных немощах. И еще менее способны мы быть благодарны, конечно же, Богу, Который в еще большей степени помогает нам и одаривает нас.
Сегодняшнее Евангельское чтение о расслабленном призывает всех нас задуматься над тем, насколько же мы, часто страдая в борьбе за помощь, за исцеление у самых разнообразных Овчих купелей, действительно желая получить помощь не от этих купелей, но от Господа, – бываем неблагодарны по отношению к Нему. Ибо уж очень хочется нам жить спокойно и благополучно с помощью Божией, но без необходимости оказывать помощь Богу с нашей стороны, а ведь Бог нуждается в нашей помощи в деле преображения этого расслабленного в своем несовершенстве мира, в котором так часто страдаем и мы. Аминь.

 

3 мая 2020 г

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц:

Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.


Мужчины больше философствуют
И сомневаются с Фомою,
А мироносицы безмолвствуют,
Стопы Христа кропя слезою.

Мужи напуганы солдатами,
Скрываются от ярой злобы,
А жены смело с ароматами
Чуть свет торопятся ко гробу.

Людские мудрецы великие
В ато′мный ад ведут народы,
А белые платочки тихие
Собой скрепляют церкви своды.
Александр Солодовников
По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) и седмицы относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Святого Духа Своим апостолам и ученикам.
Третья Неделя по Пасхе (в 2020 году – 3 мая) носит название Недели святых жен-мироносиц. В этот день Церковь совершает память:
Жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных;
А также: Праведных Иосифа Аримафейского и Никодима

От Марка, главы 15,16
43 Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова.
44 Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер?
45 И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.
46 Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.
47 Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
Глава 16
1 По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его.
2 И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца,
3 и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба?
4 И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.
5 И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись.
6 Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен.
7 Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.
8 И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Святая Церковь в своем богослужении в 3-ю Неделю по Пасхе побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.
В богослужении этой Недели из всех близких ко Христу учеников особенно трогательными чертами описывается великий подвиг преданности и любви к своему Учителю и Господу святых жен-мироносиц: «Почто мира с милостивными слезами, о, ученицы, растворяете?»
Пример жен-мироносиц показывает, как много тепла, сострадания и любви Господь вложил в душу женщины, которая, благодаря этому, способна на великие дела любви и самопожертвования, если она будет жить во Христе и со Христом, как заповедует апостол, «в неистлении кроткаго и молчаливаго духа» (1 Петр. 5, 4). 
Протоиерей Андрей Дудченко
Неделю Жен-мироносиц теперь многие воспринимают как своего рода «православный женский день», некий аналог 8 Марта. В некоторых храмах в этот день всем прихожанкам дарят цветы. Да, в этот день, действительно, прославляют женщин, которые принесли миро, чтобы помазать тело Спасителя во гробе, и невольно оказались первыми свидетелями Воскресения. Но только ли о них вспоминают в этот день?
Наряду с мироносицами в церковном календаре на этот день приходится память и двух мужчин, сыгравших важную роль в погребении Спасителя. Это тайные ученики Иисуса — «благообразный советник» Иосиф Аримафейский и Никодим, один из законоучителей Израиля, беседа Спасителя с которым приводится в самом начале Евангелия от Иоанна.
Это в беседе с Никодимом Иисус сказал знаменитую фразу о рождении свыше: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие». Это Иосиф Аримафейский пришел к Пилату после распятия просить тело Иисуса для погребения.
Перед судом и распятием Иисуса покинули все ученики, кроме Иоанна («любимого ученика», оставшегося стоять при Кресте вместе с Марией, матерью Иисуса). Петр трижды отрекся от Него, сам не замечая, как это произошло. А у Марка описано, как некий юноша, завернутый в покрывало, нагим убежал от стражников, взявших Иисуса — антипод тому, как надлежит «оставить всё», чтобы последовать за Христом. Ученики, кроме младшего, скрывались «страха ради иудейска». Но были люди, сохранившие верность своему Учителю и Господу. Это те, кого привыкли считать слабыми и бессильными — женщины. Это и те, кто имел довольно высокий «статус» в религиозной среде Израиля, но не мелькал среди учеников — Иосиф и Никодим.
В наше время, случается, верность считается чем-то старомодным, предательство — свободой, а ответственность — мифом. Но что такое свобода? Делать все, что ни пожелаешь в любой данный момент? Совершенно очевидно, что такого рода свободы нет и быть не может. Простой пример: есть свобода выйти из летящего самолета, но нет свободы войти в него обратно. Однако есть свобода делать выбор и определять свои ценности и жизненные приоритеты, и избрав — следовать им.
Люди, вступающие в брак, дают друг другу обещание верности. Человек, принимающий крещение, дает обещание сохранять верность Богу. «Верую Ему, как Царю и Богу», — эти слова, которые произносит крещаемый в начале совершения таинства, являются не чем иным, как клятвой верности. Веровать Иисусу Христу как Царю и Богу — это значит не только верить в Него как в Бога, поклоняясь Ему как Божеству, но и веровать Ему как своему Царю и Господину, то есть исполнять Его волю, соблюдать Его заповеди. «Кто любит Меня, тот соблюдет Мои заповеди», — учил Иисус. Уклонение в иные религиозные практики, почитание иных божеств еще в древнем Израиле расценивалось как жестокая измена, подобно прелюбодеянию.
В западной традиции во время венчания супруги дают друг другу перед Богом клятву быть верными. Сегодня, когда «мода» на венчание прошла, церковные канцелярии столкнулись с неожиданно огромным количеством людей, обращающихся за «развенчанием», то есть расторжением церковного брака. Они были обвенчаны на волне «моды», но брак распался, и на вопрос священнослужителя о том, что как же ваше обещание перед Богом, порой недоумевают: «А какое обещание? Мы ничего не говорили». С пастырской точки зрения было бы уместно ввести в практику чина венчания имеющееся в Требнике святителя Петра Могилы обещание, или «клятву», для того чтобы венчающиеся осознавали всю полноту ответственности, которую они добровольно принимают перед Богом и друг другом:

Я, имярек, беру тебя, имярек, как законную супругу,
и обещаю тебе любовь, верность, супружеское уважение,
и не оставлю тебя до смерти.
В этом да поможет мне Бог, в Троице единый, и все святые.

Настоящая свобода — в том, чтобы следовать своему выбору, несмотря на трудности и соблазны. Сохранять достоинство и честь. За это мы и прославляем жен-мироносиц и праведных Иосифа с Никодимом. Это качество, которое никогда не устареет. Без него просто нельзя быть человеком.


 

26 апреля 2020 г

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Неделя 2-я по Пасхе. Антипасха

Воспоминание уверения апостола Фомы

От Иоанна, глава 20
19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святого.
24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
24Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
31Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой.
Название Антипасха означает «напротив Пасхи»: то есть стоит в календаре напротив Пасхи.
С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.
Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, — отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь.
На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). «Вложу руку мою в ребра Его» — из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим». Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
Однако эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…» И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это — лучший путь веры. (Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания).
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу.
Начиная с Недели о Фоме, в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания. На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).
 

Пасхальное обращение митрополита Илариона

Пасхальное обращение митрополита Волоколамского Илариона. 2020

Обработка видео...

 

Слово огласительное свт. Иоанна Златоуста

Слово на Пасху Иоанна Златоуста. Христос Воскресе!

Обработка видео...

 

Какие материальные доказательства есть у Воскресения?

Какие материальные доказательства есть у Воскресения?

Обработка видео...

 

СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА

Светлая седмица – первые семь дней (в 2020 году: с 20 апреля по 25 апреля) празднования Святой Пасхи – от первого дня Пасхи до Недели Фоминой (первое воскресенье после Пасхи).

Вся седмица (неделя) является как бы одним днем Пасхи, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6). Отцы Церкви и церковные правила VI Вселенского Собора говорят верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в пениях духовных, радуясь и торжествуя о Воскресшем Господе.

Начиная со дня Пасхи и до ее отдания (на сороковой день – Праздник Вознесения Господня: в 2020 году: 28 мая) верующие встречают друг друга пасхальным приветствием «Христос Воскресе!», «Воистину Воскресе!».
Какие же особенности этой Седмицы?

v Все богослужения Светлой Седмицы совершаются при открытых Царских Вратах, и каждый верующий может во всех подробностях наблюдать засвященнодействием. Открытые Царские Врата — это образ Гроба Господня, от которого Господь отвалил камень.

v По окончании Литургии (богослужение, совершаемое утром, за которым верующие Причащаются Святых Христовых Таин) каждый день этой седмицы совершается крестный ход вокруг храма, символизирующий шествие жён-мироносиц ко гробу Христа. На крестном ходе молящиеся идут с зажжёнными свечами. Во время крестного хода совершаются остановки, на которых прочитываются отрывки из Евангелия о воскресении Христовом.

v Отменяются коленопреклонения и земные поклоны (помимо Светлой седмицы коленопреклонения также не совершаются до самого Праздника Троицы: (в 2020 году: 7 июня).

v По богослужебному уставу православным христианам предписывается пребывать в храмах в течение всей Светлой седмицы, ежедневно причащаясь Святых Христовых Тайн.

v В продолжение всей седмицы полагается вседневный звон во все колокола.

v Утренние и вечерние молитвы заменяются пением Пасхальных часов (несколькими краткими и радостными богослужебными текстами, прославляющими Воскресение Христово (пояснение см. ниже)).

v В пятницу, когда совершается празднование иконы Божией Матери «Живоносный Источник», после Литургии бывает, по обычаю, освящение воды.

v Всю Светлую Седмицу около открытых Царских врат стоит особый хлеб - Артос, освящение которого было совершено в Пасхальную ночь (см. ниже). В субботу Пасхальной седмицы Артос раздаётся верующим.

v На Светлой Седмице не совершается таинство венчания. Объясняется это тем, что в пасхальные дни у всех христиан есть одна огромная общая радость — Воскресение Христово.

v Не совершаются на Светлой Cедмице панихиды и молитвы об усопших. Отпевание совершается, но по особому чину: в эти дни оно более чем наполовину состоит из пасхальных песнопений. (Первое поминовение усопших совершается на 9-й день после Пасхи – Радоницу).
Комментарии:

· Часы пасхальные – часть богослужения дня Пасхи. Поются в Пасхальную седмицу вместо утренних и вечерних молитв.

· Артос – с греч. квасной хлеб, его другое название - просфора всецелая.

Артос освящают в Пасхальную ночь особой молитвой. Всю Светлую седмицу Артос находится на аналое напротив Царских Врат до раздробления и раздачи его в субботу.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе – они вспоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда собирались на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.
Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На Артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого – как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

Артос полагается есть натощак, с молитвой. Хранить отдельно от прочих продуктов. По традиции Артос делят на мелкие части и потребляют в течение года.
 

пасхальные часы

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды)

Воскресение Христа увидев, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, о, Христос, и Святое воскресение Твоё поём и славим, ибо Ты – Бог наш, кроме Тебя иного не знаем, имя Твоё призываем. Придите, все верные, поклонимся святому Христову воскресению, ибо вот, пришла через Крест радость всему миру. Всегда благословляя Господа, воспеваем воскресение Его, ибо Он, распятие претерпев, смертию смерть сокрушил.(Трижды)
Ипакои, глас 8-й
Предварившия утро яже о Марии, и обретшия камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.
Жены, пришедшие с Марией до рассвета и нашедшие камень отваленным от гроба, услышали от Ангела: «Во свете вечном Пребывающего, что вы ищете среди мертвых, как человека? Посмотрите на погребальные пелены, бегите и миру возвестите, что восстал Господь, умертвив смерть, ибо Он – Сын Бога, спасающего род человеческий!»
Кондак, глас 8-й
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.
Ты, о, бессмертный Христос Бог! Твоим апостолам дарующий мир и дающий падшим воскресение, хотя и сошел во гроб, но уничтожил силу ада и воскрес как победитель, женам-мироносицам возгласив: «Радуйтесь!»
Тропари, глас 8-й
Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный.
Во гробе плотью, а во аде с душою как Бог, в раю же с разбойником и на престоле был Ты, Христе, со Отцом и Духом, все наполняя, беспредельный.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
Яко живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения.
Носителем жизни, поистине рая прекраснейшим, и всякого чертога царского светлейшим явился гроб Твой, Христе, источник нашего воскресения.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Вышняго освященное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, всенепорочная Владычице.
Божественная освященная Скиния Всевышнего, радуйся! Ибо чрез Тебя, Богородица, радость подана взывающим: "Благословенна Ты между женами, всенепорочная Владычица!"
Господи, помилуй. (40 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Господи, помилуй. (Трижды)
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.
Часы Пасхальные - Хор Сретенского монастыря.

Обработка видео...