Светлое Христово Воскресение
ПАСХА
 
Всего Недель (воскресений) до отдания Пасхи — шесть
1-я — Пасха
2-я — Фомина,
3-я — Святых жен-мироносиц
4-я — О расслабленном
5-я— О самаряныне
6-я —О слепом
По своим воспоминаниям эти Недели (воскресенья) относятся к Божественному прославлению Воскресшего Христа, вознесшегося на небеса и ниспославшего Святого Духа Своим апостолам и ученикам.
 
6 - я Неделя (воскресенье) по Пасхе
о слепом

Сегодняшнее, шестое по Пасхе Воскресенье, носит название
Недели "О слепом", или об исцелении слепорожденного. Это великое чудо описано в Евангелии от Иоанна в 9 главе и читается сегодня. 

Исцелить не просто ослепшего, а того, кто никогда в жизни не видел, рожденного слепым, — о таком чуде никогда не слышали иудеи.
И это еще одно чудо, которое совершил Христос в субботу. Такая Его последовательность продиктована желанием показать людям пагубность бездумного исполнения правил и обрядов: суббота для человека, а не человек для субботы (Мк 2:27).

Только что Христа хотели побить камнями за Его проповедь в храме, и Он ушел прочь. И вот, идя вместе с учениками, увидел слепого, просящего милостыню.
Ученики стали спрашивать Спасителя: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Евреи веровали, что несчастья, которые случаются с людьми, посланы им в наказание за грехи или за грехи их родителей. Это верование былоосновано на законе Моисея, который гласил, что дети наказывается Богом за вину родителей до третьего и четвертого рода (Исх. 20, 5). 
Христос ответил: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии." (Ин.9,3-5). Произнеся эти слова, Спаситель сотворил брение, помазал им очи слепого и сказал ему: «Иди в Силоамскую купель, омой свои глаза и будешь здоровый».
Силоамская купель находилась на священном источнике, который вытекал из-под горы Сионской на месте, которое народ израильский очень почитал. Омывшись в водах Силоама, слепой прозрел.
Фарисеи и храмовые служители в чудо не верят и, допрашивая то родителей слепорожденного, то его самого, пытаются выяснить, в чем подвох, и уличить их во лжи! Но в итоге исцеленный в простодушии своем обличает своих допросчиков, говоря: …Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Уязвленные фарисеи выгоняют его с раздражением: Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь!
Христос, узнав, что его выгнали, Сам находит его и спрашивает: Ты веруешь ли в Сына Божия? Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.
Слепота была попущена этому человеку для прозрения не только телесного, но и душевного для того, чтобы он, исцелившись, умом и духом постиг то, что Иисус есть Сын Божий.
У этого события, конечно, есть духовная параллель, о которой идет речь в богослужебных текстах: духовные глаза человеку может открыть только Христос. А те, кто бахвалится прекрасным духовным зрением, то есть знанием и праведностью, могут оказаться слепы.

К сожалению, духовная слепота и сейчас распространена среди нас: часто мы уповаем только на свой ограниченный разум и на земное знание, а не ищем разумного Божественного света в смирении и молитве. Сколько слепых не физической слепотой, но болезнью более страшной: слепотой к любви и состраданию к ближним, к смыслу жизни, слепотой ко всему, что могло бы сделать нашу жизнь победой над грехом и смертью.

Слепой искал Христа, встретил Его и был исцелен Им.

Так же и мы должны выйти навстречу Христу, каждый должен взять крест своей жизни и следовать за Господом. В любых обстоятельствах: и в радости, и в скорби мы должны стремиться быть с Богом.

 
5 - я Неделя (воскресенье) по Пасхе
о самарянке
Пятое воскресенье после праздника Пасхи называется
«Неделя о самарянке» (в 2023 году – 14 мая)

Событию встречи у колодца Иисуса Христа с самарянкой, через которую Он обратил целое селение посвящена пятая неделя по Пасхе.
Самаряне — малочисленная этническая группа, потомки язычников, которые заселили эту землю после пленения Вавилоном израильского народа. Их религиозные представления серьезно отличались от традиционной веры иудеев.
К моменту описываемой истории иудеи и самаряне уже на протяжении нескольких веков находились во взаимной вражде и друг с другом не общались.
Христос вместе с учениками возвращался в Галилею, на север страны, через Самарию — таков был кратчайший путь. Здесь, недалеко от города Сихем у подножья горы Гаризим Он остановился отдохнуть у колодца Иакова. Ученики же пошли в селение, чтобы купить еды.

В этот-то момент из города за водой пришла женщина с кувшином, приспособленным, чтобы спускать его в глубокий колодец. Иисус попросил ее набрать воды для Него. Как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? — удивилась она. Если бы ты знала дар Божий, — ответил Христос, — и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую… Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его? Иисус сказал в ответ то, чего она никак не ждала услышать: Всякий, кто пьет эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
Тогда в своем простодушии собеседница Спасителя просит: «Господи, дай мне такую воду, чтоб мне больше не ходить на колодец!» А Христос велит ей идти в город и вернуться к колодцу вместе с мужем, чтобы Он мог разъяснить ей смысл сказанного. «У меня нет мужа», — призналась женщина. «Ты правду сказала. У тебя было пять мужей, а тот, с которым ты живешь сейчас, не муж тебе», — ответил Господь.
Она удивлена прозорливостью Сидящего перед ней, но продолжает спрашивать. Все с той же искренностью и простотой сразу принимается выяснять самый важный для нее вопрос: чья же вера — правая! «Вижу, Господи, что ты пророк! Отцы наши поклонялись Богу на этой горе, а вы, иудеи, говорите, что место поклонения Ему — в Иерусалиме». Поверь Мне, — отвечает Христос, — что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
Знаю, — не унимается самарянка, — что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
На что Господь отвечает прямо этой бесхитростной женщине: Это Я, Который говорю с тобой. Что должно было произойти в ее душе? Она бежит в город, где рассказывает о прозорливом Страннике, заговорившем с ней: не он ли Христос? И тогда жители Сихема выходят к колодцу. Господь по их просьбе два дня пробыл в этом городе, и многие уверовали в Него.

Это событие и вспоминает Церковь в послепасхальные недели. И применяет к нам слова, сказанные Христом самарянке. В кондаке это отражено так:
«На середине праздника законного Ты, Творец всего мира и Владыка, возглашал присутствующим, Христе Боже: "Приходите и зачерпните воды бессмертия!” Потому мы припадаем к Тебе и с верою взываем: “Даруй нам милости Твои, ибо Ты — источник жизни нашей!"


 
4 - я Неделя (воскресенье) по Пасхе
о расслабленном

Связь с Пасхой предыдущих трех недель (Светлая, Антипасха, Жен-мироносиц) совершенно очевидна. Но почему вдруг в воскресенье четвертой недели после Пасхи мы вспоминаем историю об исцелении Христом расслабленного? Дело в том, что четвертая неделя — это «экватор» между Пасхой и Пятидесятницей, днем сошествия Святого Духа на апостолов. В эту неделю празднуется Преполовение Пятидесятницы, т. е. полпути отделяет нас от Пятидесятницы, или Дня Сошествия Святого Духа. И все события после своего рода «экватора» и до этого великого праздника Церковь отмечает постольку, поскольку они имели место как раз во время иудейской Пятидесятницы.

 

3 - я Неделя (воскресенье) по Пасхе
Святых жен-мироносиц
Это воскресенье носит название святых жен-мироносиц. В этот день Церковь совершает память:
Жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны,Марфы и Марии, Сусанны и иных;
А также: Праведных Иосифа Аримафейского и Никодима

Мужчины больше философствуют
И сомневаются с Фомою,
А мироносицы безмолвствуют,
Стопы Христа кропя слезою.
Мужи напуганы солдатами,
Скрываются от ярой злобы,
А жены смело с ароматами
Чуть свет торопятся ко гробу.
Людские мудрецы великие
В ато′мный ад ведут народы,
А белые платочки тихие
Собой скрепляют церкви своды.
Александр Солодовников

Святая Церковь в своем богослужении в этот воскресный день побуждает нас перенестись мысленно от Голгофы ко гробу Христову и Его славному Воскресению, весть о котором удостоились воспринять первыми жены-мироносицы.
В богослужении этой Недели из всех близких ко Христу учеников особенно трогательными чертами описывается великий подвиг преданности и любви к своему Учителю и Господу святых жен-мироносиц: «Почто мира с милостивными слезами, о, ученицы, растворяете?»
Пример жен-мироносиц показывает, как много тепла, сострадания и любви Господь вложил в душу женщины, которая, благодаря этому, способна на великие дела любви и самопожертвования, если она будет жить во Христе и со Христом, как заповедует апостол, «в неистлении кроткаго и молчаливаго духа» (1 Петр. 5, 4).
 

2-я Неделя (воскресенье) по Пасхе

Фомина неделя
Это воскресенье носит название Антипасхи, Фоминой недели, а по народной традиции называется Красной горкой.
Название Антипасха означает «вместо Пасхи»: не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его.
С древних времен восьмой день по Пасхе, как окончание Светлой Седмицы, празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи.
Фоминой неделей называется этот день в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
Крестная смерть Христа произвела на Фому особенно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна, — отмечает архиепископ Аверкий (Таушев). Упадок духа Фомы был столь велик, что он даже не был с прочими учениками в день воскресения: он, видимо, решил, что уже все кончено, и теперь каждый должен по-прежнему вести свою отдельную, самостоятельную жизнь.
На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20, 25). «Вложу руку мою в ребра Его» — из этих слов Фомы видно, что рана, нанесенная Господу воином, была очень глубока.
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. Уже одно это знание Господом его сомнений должно было поразить Фому. Христос к тому же прибавил: «И не будь неверующим, но верующим». Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
Однако эта вера все же основывалась на чувственном удостоверении, а потому Господь, в назидании Фоме, другим апостолам и всем людям на все будущие времена открывает высший путь к вере, ублажая тех, которые достигают веры не таким чувственным путем, каким достиг ее Фома: «Блаженны не видевшие и уверовавшие…» И раньше Господь неоднократно давал преимущество той вере, которая основывается не на чуде, а на слове. Распространение веры Христовой на земле было бы невозможно, если бы каждый требовал такого же удостоверения для своей веры, как Фома, или вообще не перестающих чудес. Поэтому Господь и ублажает тех, которые достигают веры одним только доверием к свидетельству словом, доверием к учению Христову. Это — лучший путь веры. (Архиеп. Аверкий (Таушев). Руководство к изучению Священного Писания)
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями отошел ко Господу.

Начиная с Недели о Фоме, в православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства Венчания. На Руси именно на этот день – Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства, молодежь надевала самые яркие свои наряды (возможно, именно поэтому день носит название Красной горки).
 

Пасха


I Что такое Пасха
Пасха — это праздник Воскресения Христова
Важнейшие праздники современного православного календаря называются двунадесятыми (от славянского - «двенадцать»).
Светлое Христово Воскресение – Пасха - «праздников Праздник» не относится к данной классификации. Он стоит как бы над их кругом, потому что его значение по-настоящему уникально.
Пасха - переходящий Праздник. Его дата зависит от лунно-солнечного календаря.
День празднования Пасхи, в зависимости от года, находится в пределах от 4 апреля до 8 мая нового стиля.
На Пасху вспоминаются события, описанные в Новом Завете всеми четырьмя евангелистами — Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном. Четыре Евангелия рассказывают о днях Страстной седмицы и Воскресении Христовом.
Праздник Пасхи длится 40 дней до Вознесения Господня (в 2023 году: 25 мая).Весь этот период православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!».
Особенно торжественно Пасха празднуется семь дней (в 2023 году: со 16 апреля по 22 апреля), поэтому эта седмица (неделя) называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник…
Царские Врата открыты всю неделю. Вся седмица (неделя) является как бы одним днем Пасхи, принадлежащим вечности, где «времени уже не будет» (Откр. 10:6).
II Духовное освещение Праздника
Воскресение Христово — это не просто праздник. Это — суть христианства.
Апостол Павел писал в Первом послании коринфянам: «Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:13-14).
Пасхальные события — вот основа христианской проповеди. Христианство — не «учение», не моралистка, а просто рассказ о факте. Апостолы проповедуют только факт — событие, очевидцами которого были. Пасха не есть только воспоминание воскресения Христова, но свидетельство и залог, и предвосхищение воскресения всех нас в Нем, праздник нашего участия в Пасхе Христовой. Христос воскрес и пребывает с нами во веки. И уже ничто, ни смерть, ни жизнь не может отлучить нас от любви Христовой.
И этой жизнью воскресшего Господа живем мы в Церкви: в ней таинственно соединяются прошлое, настоящее и будущее, вечность входит во время, «мертвый уже ни един во гробе и Жизнь жительствует».
III История Праздника
Пасха – один из древнейших церковных праздников. Его празднование установлено апостолами.
Точное время празднования Пасхи определил I Вселенский собор (г. Никея - 325 г.), постановивший всем христианам праздновать Пасху в 1-й воскресный день после весеннего равноденствия и 1-го полнолуния, которое наступает после или в день весеннего равноденствия. Правило действует только в случае, если это воскресенье приходится на день ПОСЛЕ дня празднования еврейской Пасхи. Если воскресенье приходится на день ДО еврейской Пасхи, православную Пасху отмечают в первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.
Праздник Пасхи пришел из Ветхого Завета. Он был связан с закланием беспорочного агнца для спасения первенцев от смерти во время исхода избранного народа из египетского плена. Определенное Богом заклание беспорочного агнца сделалось спасением Израиля, и смерть его стала жизнью народа. Ветхозаветное заклание пасхального агнца было пророческим прообразом иной, высшей Жертвы, давшей новую жизнь всему человечеству. Такую Жертву принес Воплотившийся Бог на Голгофском Кресте за всех людей.
Подобно неповинному агнцу, Иисус Христос был совершенным Человеком без греха и порока, ибо в Нем человеческое естество соединилось с Божественным. Лишенный всякого греха, Он добровольно отдал Себя на страдание за спасение человечества. Своим страданием Он искупил человеческий род от греховного проклятия и власти смерти. 
IV Что значит слово «Пасха»
Слово «Пасха» - еврейское «Песах» - означает «проходить мимо». Иудейская Пасха посвящена исходу израильтян из Египта и освобождению их от рабства у египтян (эти события описаны в Ветхом Завете).
Светлое Христово Воскресение называется Пасхой, потому что события Страстной седмицы (недели) — предательство Иуды, взятие Христа под стражу, суд над Ним и распятие — произошли накануне еврейской Пасхи
Исход в Землю Обетованную (то есть обещанную евреям Богом) стал прообразом того, что через страдания на Кресте и смерть Христос избавил человечество от рабства греху и восстановил разорванную связь человечества с Богом.
V Пасхальное приветствие — христосование
Пасхальное приветствие — христосование — обычай, который пошел еще от Апостолов. «Приветствуйте друг друга с целованием святым», — писал Апостол Павел в своем послании к римлянам (Рим 16:16).
Христосоваться — значит приветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», при этом троекратно целуя друг друга в щеки.
Верующие здороваются, таким образом, начиная с пасхальной ночи и еще сорок дней — до отдания праздника Пасхи - праздника Вознесения Господня.
Это приветствие — выражение ликования, радости от вести о том, что Спаситель воскрес.
VI Крестный ход
Пасхальный крестный ход — радостное шествие вокруг храма, которое совершается в ночь с Великой Субботы на Воскресенье. Начинается в 12 часов ночи.
Пасхальная утреня начинается прямо перед полуночью. Из-за закрытых царских врат звучит стихира «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».
Затем царские врата открываются, и священнослужители вместе с прихожанами выходят из храма и обходят его крестным ходом.
Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном особенном трезвоне.
Впереди несут большой крест, образ Богородицы, Евангелие, другие иконы, хоругви (укрепленные на деревянном шесте полотнища с изображением Христа или святых).
Шествие останавливается у затворенных западных дверей храма, которые символизируют двери гроба Господня. «гроб затворенный» — погребальную пещеру, в которую было положено тело Спасителя.
Колокола умолкают, и священник провозглашает: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эту песнь священнослужители и все верующие повторяют три раза. Затем священник поет стихи пророчества Царя Давида:
«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от Лица Его ненавидящии Его»
«Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня»
«Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся»
«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь»
Люди вторят на каждый стих: «Христос воскресе из мертвых…»
Двери храма открываются, и верующие входят в ярко освещенный храм, как когда-то жены-мироносицы вошли в гроб Господень и увидели, что Спасителя там нет, что Он воскрес из мертвых.
VII Особенности богослужения Пасхи
Пасхальная утреня — это пение канона святого Иоанна Дамаскина. Во время пения канона священнослужители кадят и возглашают: «Христос воскресе!» На что прихожане вторят: «Воистину воскресе!»
Утреня заканчивается словами: «Друг друга объимем, рцем: братие! и ненавидящим нас простим вся воскресением». И все, сначала священнослужители в алтаре, потом верующие в храме, начинают христосоваться и приветствовать друг друга радостными словами «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»
Затем в храме читают огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста.
За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса – особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).
VIII Чтения и песнопения Праздника
Деяния святых апостолов, глава 1: 1-8
Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.
Евангелие от Иоанна, глава 1: 1-17
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете. Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него на́чал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня. И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
Церковь знаменательно воспевает праздник:
Песнопение «Христос воскресе из мертвых…» — тропарь Пасхи— это своего рода «визитная карточка» праздника.
Тропарем в церковной традиции называется краткое песнопение, выражающее суть празднуемого события. Радостный гимн, возвещающий о воскресении Христа, первый раз звучит в пасхальную ночь, когда крестный ход, обойдя вокруг храма, останавливается у его закрытых дверей.
Тропарь
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Перевод:
Христос воскрес из мертвых, поразив (Своею) смертию смерть и даровав жизнь находящимся в гробах.

Кондак
Кондак – небольшое песнопение, как и тропарь, раскрывающее сущность праздника. Если тропарь Пасхи является утверждением и свидетельством Воскресения Спасителя, то кондак раскрывает и дополняет содержание этого события.
Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, женам - мироносицам вещавый: Радуйтеся! и Твоим апостолам мир даруяй, падшим подаяй Воскресение.
Перевод:
Хотя и спустился во гроб (был погребен) Ты, Бессмертный, но силу ада Ты разрушил и воскрес, как Победитель, Христос Бог, жёнам-мироносицам говоря “Радуйтесь!” и Твоим апостолам даруя мир и падшим – Воскресение.
Стихира
Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем тебе славити.
Перевод:
Твоё воскресение, Спаситель Христос, ангелы воспевают на небесах, и нас на земле удостой чистым сердцем славить Тебя.
Воскресение Христово видевше
Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.
Перевод:
Воскресение Христа увидев, поклонимся Святому Господу Иисусу, единственному безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и Святое воскресение Твоё воспеваем и славим, ибо Ты – Бог наш, кроме Тебя другого не знаем, имя Твоё призываем. Придите, все верные (христиане), поклонимся святому Христову воскресению, ибо вот, пришла через Крест радость всему миру. Всегда благословляя Господа, воспеваем воскресение Его, ибо Он, распятие претерпев, смертию смерть сокрушил.
Ангел вопияше…
Ангел вопияше Благодатней: чистая Дево, радуйся! И паки реку: радуйся! Твой Сын воскресе тридневен от гроба и мертвыя воздвигнувый, людие, веселитеся
Святися, святися, Новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися Сионе, Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о восстании Рождества Твоего
Перевод:
Ангел возглашал Благодатной: “Чистая Дева, радуйся! И снова скажу: Радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба и мертвых воскресил”. Люди, торжествуйте!
Светись, светись, новый Иерусалим – слава Господня над тобою взошла! Ликуй ныне и красуйся, Сион! Ты же радуйся, Чистая Богородица, о воскресении Рожденного Тобой.
Стихиры Пасхи
Стихира – богослужебное песнопение, написанное стихотворным размером и поющееся после коротких отрывков из псалмов. 
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.
Пасха священная нам днесь показася; Пасха нова святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная. Пасха Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных. Пасха двери райския нам отверзающая. Пасха всех освящающая верных.
Яко исчезает дым, да исчезнут.
Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения, Воскресения Христова: красуйся, ликуй и радуйся, Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща.
Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся.
Мироносицы жены, утру глубоку, представша гробу Живодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той провещав им, сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми; что плачете Нетленнаго во тли? Шедше, проповедите учеником Его.
Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь.
Пасха красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная нам возсия. Пасха, радостию друг друга обымем. О Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь, яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите апостолом.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга обымем. Рцем братие, и ненавидящим нас, простим вся Воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.
Перевод:
Да восстанет Бог и рассеются враги Его.
Пасха священная ныне нам явилась, – Пасха новая, святая, Пасха таинственная, Пасха всеми чтимая. Пасха – Христос Избавитель; Пасха непорочная, Пасха великая, Пасха верных (христиан), Пасха двери рая нам открывшая, Пасха, освящающая всех верных
Да исчезнут они, как исчезает дым.
Идите после видения, жены-благовестницы, и Сиону возгласите: “Прими от нас радость благовестия о воскресении Христовом!” Веселись, ликуй и радуйся, Иерусалим, Царя-Христа узрев, как жениха, из гроба выходящим.
Так да погибнут грешники от лица Божия, а праведники да возвеселятся.
Жены-мироносицы глубоким утром, к гробнице Подателя жизни представ, нашли Ангела, на камне восседавшего, и он, обратившись к ним, так возглашал: “Что вы ищете Живого между мертвыми? Что оплакиваете Нетленного как подвергшегося тлению? Возвратившись, возвестите ученикам Его!”
Это день, который сотворил Господь, возрадуемся и возвеселимся в нем!
Пасха благая, Пасха, Господня Пасха, Пасха священная воссияла нам. Пасха! Радостно друг друга обнимем. О, Пасха – избавление от скорби! Ибо из гроба в сей день, как из брачного чертога просияв, Христос жен исполнил радости словами: “Возвестите Апостолам!”
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и теперь и всегда и во веки веков:
Воскресения день! И засияем торжеством и друг друга обнимем; скажем: “Братья!” и ненавидящим нас всё простим ради воскресения и так возгласим: “Христос воскрес из мертвых, победив смертью смерть и дав жизнь находящимся в гробах, т.е. мертвым”.

IX Символы Пасхи
Артос – (с греч. квасной хлеб) - просфора всецелая. Артос освящают в Пасхальную ночь особой молитвой. Всю Светлую седмицу Артос находится на аналое напротив Царских Врат до раздробления и раздачи его в субботу.
Пасхальное яйцо – это символ новой жизни. Его скорлупа символизирует Гроб Господень. Внутри яйца – новая жизнь и новое бытие, которое даровал нам Христос.
Предание говорит, что обычай красить яйца берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины. Дойдя с проповедью до Рима, она преподнесла римскому императору Тиберию  куриное яйцо со словами "Христос Воскресе!".
Император, проявил сомнение в том, что кто-то может воскреснуть, так же как белое яйцо не может стать красным. В это время произошло чудо: белое яйцо стало окрашиваться в красный цвет. После этого христиане усвоили этот символ и стали красить на праздник Пасхи яйца.

КУЛИ́Ч, кулича, ·муж. (от ·греч. kollikion - круглый хлеб). Сладкий сдобный хлеб, высокий, цилиндрической формы.
По древнему преданию, Господь Иисус Христос после Своего воскресения приходил к апостолам во время их трапез. Среднее место оставалось не занятым, в середине стола лежал предназначенный Ему хлеб. Постепенно появилась традиция в праздник Воскресенья оставлять хлеб в храме (по-гречески он назывался «артос»). Его оставляли на особом столе, как это делали апостолы. В течение всей Светлой седмицы артос обносится во время крестных ходов вокруг храма, а в субботу после благословения раздается верующим. Так как семья является малой Церковью, то постепенно появился обычай иметь свой артос. Таким стал кулич.
Творожная пасха имеет форму усеченной пирамиды, что символизирует гроб, в котором совершилось величайшее чудо Воскресения. Поэтому на верхней стороне должны быть буквы «ХВ», означающие приветствие «Христос Воскресе!». На боковых сторонах пасочницы (формы) по традиции делаются изображения креста, копья, трости, а также ростков и цветов, символизирующих страдания и воскресение Господа нашего Иисуса Христа.