Таинство Крещения
По благословению Святейшего Патриарха КИРИЛЛА всем взрослым, желающим креститься, крестить своих детей, стать крестными-восприемниками, и детям старше 15 лет необходимо пройти подготовку для участия в Таинстве Крещения
Огласительные беседы перед Таинством Крещения проводятся
(по предварительной записи по телефону: +7 (727) 383-96-44):
по субботам в 13:30
Таинство Крещения совершается по предварительной записи в церковной лавке храма
по воскресеньям
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь». (от Матфея 28.19-20)
Что такое Крещение? Почему оно называется Таинством?
Крещение – это Таинство от Бога, которое сообщает душе верующего невидимую благодать Духа Святого для рождения её в жизнь вечную. В Крещении мы очищаемся от греха и даем обет Богу жить единой жизнью с Церковью и по воле Божией. Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного.
Таинством оно называется потому, что через него таинственным, непостижимым для нас образом на крещаемого сходит незримая спасительная сила Божия – благодать.
Что необходимо знать человеку, который готовится стать православным христианином? Как ему подготовиться к Таинству Крещения?
Познания человека о вере начинаются с чтения Священного Писания. Поэтому человеку, который хочет креститься, в первую очередь, нужно прочесть Евангелие. После прочтения Евангелия у человека может возникнуть некоторое количество вопросов, требующих грамотного ответа. Такие ответы можно получить на так называемых огласительных беседах (Оглашением принято называть церковную образовательную и просветительскую деятельность по подготовке к Крещению уверовавшего во Христа человека и желающего вступить в Церковь), которые проводятся в храмах (в том числе и в нашем храме). На таких беседах желающему принять Крещение разъясняются основы православной веры.
Также полезно будет прочитать некоторые книги, разъясняющие христианские догматы, например, Закон Божий.
Хорошо будет, если до принятия Таинства Крещения человек выучит наизусть Символ веры (текст можно найти в любом православном молитвослове), в котором кратким образом изложено православное вероучение о Боге и Церкви. Эта молитва будет читаться на Крещении, и было бы прекрасно, если бы крещаемый сам исповедовал свою веру.
Непосредственная подготовка начинается за несколько дней до Крещения. Эти дни - особые, поэтому не следует рассеивать внимание на другие, пусть даже очень важные, проблемы. Стоит посвятить это время духовно-нравственным размышлениям, избегать суеты, пустых разговоров, участия в различных увеселениях. Нужно помнить, что Крещение, как и другие Таинства, велико и свято. К нему нужно подходить с величайшим трепетом и благоговением.
Являться к Крещению нужно предельно чистыми и опрятными. Можно надеть новую нарядную одежду.
Итак, Крещение необходимо человеку для спасения.
Крещение – это новое рождение для духовной жизни, в которой человек может достичь Царствия Небесного. Крестившись, человек становится членом Церкви Христовой и отныне может приступать к остальным церковным Таинствам.
Наиболее часто задаваемые вопросы, относящиеся к Крещению:
Нужно ли крестить человека, который точно не знает, крещен был ли он в детстве?
Согласно 84 правилу VI Вселенского собора, таких людей необходимо крестить в том, случае, если нет свидетелей, которые могли бы подтвердить или опровергнуть факт их Крещения. В этом случае человека крестят, «Если не крещен, крещается раб (раба) Божий …»
В каком случае священник может отказать человеку в Крещении?
Православные верят в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Основоположником христианской веры был Сын - Господь Иисус Христос. Поэтому человек, не принимающий Божественность Христа и не верящий в Святую Троицу, не может быть православным христианином. Также не может стать православным христианином человек, отрицающий истины православной веры. Священник имеет право отказать человеку в крещении, если тот собирается принять таинство как некий магический обряд или имеет какое-то языческое верование относительно самого Крещения.
Можно ли крестить младенцев, ведь они не имеют самостоятельной веры?
Маленькие дети не имеют самостоятельной, осознанной веры. Младенцев крестят не по их собственной вере, а по вере их родителей и крестных, принесших ребенка на Крещение, которые будут прививать своему ребенку веру в Бога с детства.
Когда положено крестить детей?
Определенных правил в этом вопросе не существует. Обычно детей крестят на 40-й день после рождения, хотя это можно сделать раньше или позже. Главное - не откладывать Крещение на долгое время без крайней необходимости. Было бы неправильным лишать ребенка столь великого Таинства в угоду сложившимся обстоятельствам.
В какие дни совершается Крещение?
Ограничений относительно дней Крещения нет никаких. Однако, планируя день Крещения, лучше заранее узнать о правилах, соблюдаемых в том храме, где будет проходить Крещение.
Кому нужны крестные и сколько крестных должно быть у ребенка?
Восприемники или крестные необходимы только при Крещении ребенка. Взрослому человеку они не требуются.
Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника того же пола, что и сам крещаемый. То есть, для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина. В традиции же обычно выбирают для ребенка обоих крестных: отца и мать. Это никак не противоречит канонам. Также не будет противоречием, если в случае необходимости у ребенка будет восприемник иного пола, чем сам крещаемый. Главное, чтобы это был действительно верующий человек, который впоследствии добросовестно исполнял бы свои обязанности по воспитанию ребенка в православной вере. Таким образом, у крещаемого может быть один или, максимум - два восприемника.
Какие требования предъявляются к крестным родителям?
Первое и главное требование – несомненная православная вера восприемников. Крестные должны быть людьми воцерковленными, живущими церковной жизнью. Ведь им придется учить своего крестника основам православной веры, давать духовные наставления. На крестных возлагается огромная ответственность духовного воспитания своих крестников, ибо они вместе с родителями отвечают за него пред Богом. Эта ответственность начинается с отречения от “сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его”. Тем самым восприемники дают обещание, что их крестное дитя будет христианином.
Крестные должны приучать воспринятых ими от купели посещать церковные службы, поститься, молиться и соблюдать другие положения церковного устава. Но главное - крестные должны всегда молиться о своем крестнике.
Крестными не могут быть чужие люди, к примеру, какая-нибудь сердобольная бабушка из храма, которую родители уговорили «подержать» младенца на крещении. Но также не стоит брать в крестные просто близких людей или родственников, не отвечающих тем духовным требованиям, которые были изложены выше.
Как будущим крестным подготовиться к Крещению?
Каких-то особых правил подготовки восприемников к Крещению не существует. Однако им также необходимо перед Крещением младенца пройти огласительные беседы относительно Крещения и восприемничества.
Если будущие крестные достаточно воцерковлены, постоянно исповедуются и причащаются, то посещение таких бесед будет для них вполне достаточной мерой подготовки.
Если же потенциальные восприемники сами еще не достаточно воцерковлены, то хорошей подготовкой для них будет не только приобретение необходимых знаний о церковной жизни, но и изучение Священного Писания, основных правил христианского благочестия, а также исповедь и причастие перед Таинством Крещения.
Могут ли стать крестными инославные христиане или иноверцы?
Совершенно очевидно, что нет, потому что они никак не смогут научить своего крестника истинам православной веры. Не являясь членами Православной Церкви, они вообще не могут принимать участия в церковных таинствах.
К сожалению, многие родители не спрашивают об этом заранее и приглашают в крестные своим детям инославных и иноверцев. На Крещении, само собой, об этом никто не говорит.
Что делать, если по ошибке это все же произошло? Считается ли в этом случае Крещение действительным? Нужно ли перекрестить ребенка?
Подобные случаи - не редкость, и встречаются они среди людей невоцерковленных, не живущих церковной жизнью.
Крещение имело место, и назвать его недействительным нельзя. Оно законно и действительно, а крещенный стал полноправным православным христианином, т.к. был крещен православным священником во Имя Святой Троицы. Никакого перекрещевания не требуется, такого понятия вообще нет в Православной Церкви. Человек один раз рождается физически, вновь повторить это он никак не может. Так же - только один раз человек может родиться для жизни духовной, поэтому Крещение может быть только одно.
Могут ли родственники стать крестными?
Дедушки, бабушки, дяди и тети вполне могут стать крестными у своих маленьких родственников. Этому нет никаких противоречий в церковных канонах. Но они не должны состоять в браке друг с другом.
Может ли приемный отец (мать) стать крестным приемному ребенку?
Согласно 53 правилу VI Вселенского собора, это недопустимо.
Могут ли родители ребенка стать восприемниками у детей своих кумовей (крестных своих детей)?
Да, это вполне допустимо. Подобное действие никак не нарушает духовного родства, установившегося между родителями и восприемниками, а только укрепляет его. Один из родителей, к примеру, мать ребенка может стать крестной у дочери одного из кумовей. А отец вполне может быть крестным у сына другого кума или кумы. Возможны и другие варианты, но, в любом случае, супруги не могут стать восприемниками у одного ребенка.
Может ли священник быть крестным (в том числе и тот, который совершает Таинство Крещения)?
Да, может. Священник - такой же человек, как и все остальные. Он (даже в том случае, если он сам будет совершать Таинство Крещения) или, к примеру, диакон (и тот, который будет сослужить священнику за Таинством Крещения) вполне могут стать восприемниками у детей своих друзей, знакомых или прихожан. Этому нет никаких канонических препятствий, но он также вполне может отказать незнакомым людям быть крестным у их чада. Ведь ему придется нести ответственность за воспитание своего крестного чада. А как же ему это сделать, если он этого ребенка впервые видит и совершенно не знаком с его родителями? И, скорее всего, больше никогда не увидит. Очевидно, что это невозможно.
Можно ли взять крестного «заочно»?
Сам смысл восприемничества предполагает принятие крестным своего крестника от самой купели. Своим присутствием крестный дает согласие быть восприемником у крещаемого и обязуется воспитывать его в православной вере. Заочно этого никак нельзя сделать. В конце концов, человек, которого пытаются «записать заочно» в крестные, может быть совсем не согласным на это действие и, в итоге, крещаемый может остаться совсем без крестного.
Сколько раз человек может становиться крестным?
В Православной Церкви нет четкого канонического определения относительно того, сколько раз в течение жизни человек может становиться крестным. Главное, что должен помнить человек, соглашающийся стать восприемником – это большая ответственность, за которую придется отвечать перед Богом. Мерой этой ответственности и определяется то, сколько раз человек сможет взять на себя восприемничество. Для каждого человека эта мера своя и, рано или поздно, человеку, возможно, придется отказаться от нового восприемничества.
Можно ли отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?
Если человек чувствует внутреннюю неготовность или имеет основательные опасения, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка стать крестным у их чада. В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять своих непосредственных обязанностей.
Можно стать крестным второму ребенку в семье, если уже был им у первого?
Да, можно. Этому нет никаких канонических препятствий.
Можно ли одному человеку во время крещения быть восприемником у нескольких человек (например, у близнецов)?
Канонических запрещений этому нет. Но технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Лучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь каждый из крещаемых по отдельности – это разные люди, имеющие право на своего крестного.
С какого возраста можно стать восприемником?
Крестными не могут становиться несовершеннолетние дети. Но, если даже человек еще не достиг совершеннолетия, то возраст его должен быть таковым, когда он сможет осознавать всю тяжесть взятой на себя ответственности, и будет добросовестно исполнять свои обязанности крестного. Думается, что таковым может быть возраст, близкий к совершеннолетию.
Что делать, если в силу объективных причин не видишь своего крестника годами?
Объективные причины – это физическое отдаление крестного от крестника. Такое возможно, если родители вместе с ребенком переехали в другой город, страну. В этом случае остается только молиться за крестника и, по возможности, общаться с ним при помощи всех доступных средств связи.
Что крестные должны дарить на Крещение (крестнику, родителям крестника)?
Этот вопрос не лежит в духовной области, регулируемой каноническими правилами и традициями. Но, думается, что подарок должен быть полезным и напоминать о дне Крещения. Полезными подарками в день крещения могли бы быть нательный крест, иконы, Евангелие, духовная литература, молитвословы и т.п.
С Таинством Крещения связано множество суеверий:
Может ли девушка первой крестить девочку? Говорят, что если первую крестить девочку, а не мальчика, то крестная отдаст ей свое счастье...
Это утверждение является суеверием, не имеющим основания ни в Священном Писании, ни в церковных канонах и традициях. А счастье, если оно будет заслужено перед Богом, от человека никуда не денется.
Можно ли беременной женщине стать крестной? Не повлияет ли это каким-то образом на ее собственного ребенка или крестника?
Конечно, можно. Подобное заблуждение никак не связано с церковными канонами и традициями и также является суеверием. Участие в церковных таинствах может быть только на пользу будущей матери.
Очень много суеверий связано с так называемым перекрещиванием. Большая часть из них имеют языческое и оккультное происхождение.
Правда, ли что для снятия порчи, наведенной на человека, необходимо заново перекреститься, а новое имя сохранить в тайне, чтобы новые попытки колдовства не действовали, т.к. колдуют именно на имя?
До какой же языческой дремучести надо дойти православному человеку, чтобы решить, что Крещение – это некий магический ритуал, своеобразное противоядие от порчи. Противоядие от некой неопределенной субстанции, определения которой никто даже и не знает. Что представляет собой эта призрачная порча? Вряд ли кто-то из тех, кто ее так боится, сможет четко ответить на этот вопрос. Это и не удивительно. Вместо того чтобы искать в жизни Бога и исполнять Его заповеди, «церковный» народ с завидным усердием ищет во всем мать всех зол – порчу. И откуда же она берется?
Источниками этого суеверия являются деятели оккультных наук, т.е. гадалки, экстрасенсы, целители и прочие ... Ради соблазнения человека они идут на всяческие уловки. В ход идут и родовые проклятья, и венцы безбрачия, и кармические узлы судеб, переклады, привороты с отворотами и прочая оккультная чушь. И всего-то, что надо сделать, чтобы избавиться от всего этого – перекреститься. И порчи как не бывало.
Многие клюют на эти околоцерковные уловки и бегут в храм на повторное Крещение. Хорошо, если скажут о том, откуда у них такое горячее желание перекреститься, и им откажут в этом кощунстве, предварительно объяснив, чем чреваты походы к оккультистам. А некоторые и не говорят, что уже крещены и крестятся повторно. Есть и такие, которые крестятся по несколько раз, т.к. предыдущие крещения «не помогли». И не помогут! Большего кощунства над Таинством и представить трудно. Ведь Господь ведает сердце человека, знает обо всех его помышлениях.
Что касается имени, которое так советуют поменять «добрые люди». Имя человеку нарекается на восьмой день от рождения, но так как многие не знают об этом, то в основном молитва на наречение имени читается священником непосредственно перед Крещением.
Имя нарекается человеку в честь какого-либо из святых угодников. И именно этот святой и является нашим покровителем и ходатаем за нас перед Богом. И, конечно же каждый христианин должен как можно чаще призывать своего святого и просить его молитвы перед престолом Вседержителя.
Правда ли, что если на Крещении воск с остриженными волосами потонет, то жизнь крещаемого будет недолгой?
Конечно, это суеверие не имеет никакой основы в церковных канонах и традициях. Почти сразу за Крещением следует обряд пострижения волос. При этом отстриженные волосы закатываются в кусок воска и бросаются в воду. Согласно законам физики, воск вообще не может утонуть в воде. Но если его бросить с высоты с достаточной силой, то в первый момент он действительно уйдет под воду.
Крещение – это великое Таинство, и подход к нему должен быть благоговейным и обдуманным.
Крестившись, человек должен помнить, что теперь он – православный христианин, воин Христов, член Церкви. Это обязывает ко многому. В первую очередь, к любви. Любви к Богу и ближним.
Так пусть каждый из нас, независимо от того, когда он был крещен, исполняет эти заповеди. Тогда мы сможем надеяться на то, что Господь введет нас в Царство Небесное. То Царство, путь в которое открывает нам Таинство Крещения.
Таинство Исповеди
Таинство Исповеди проводится еженедельно по окончании вечернего богослужения
по субботам
Что такое Исповедь?
Исповедь — таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить время для беседы отдельно.
Как подготовиться к первой исповеди?
1.Осознать свои грехи. Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к исповеди заранее - вспомнить все свои грехи. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божьей воле. Наиболее «сжатым» выражением воли Божьей относительно практической жизни человека являются заповеди - Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.
2.Не использовать «списки грехов». В настоящее время распространены разного рода «списки грехов». Подготовке к исповеди они вредят, так как очень успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление того, что является грехом. Исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми. Пример такой памятки:
а) Грехи против Господа Бога:
- неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;
- вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);
- творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, — всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;
- обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.
б) Грехи против ближнего:
- пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний — не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);
- осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь);- блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;
- аборт — лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его.
- присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;
- ложь разного рода, особенно — клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не можем быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.
Это примерный перечень наиболее распространенных грехов. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать Десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.
3.Говорить только о грехах, причем собственных. Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути оправдывая себя. Грех — это всегда плод личного выбора.
4.Не выдумывать особого языка. Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по - церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.
5.Говорить о серьезном, а не мелочах. Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. (то может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону). Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Согласно Евангелию под ближними понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего — члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется.
6.Начать менять жизнь еще до исповеди. Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену.
7.Не совершать смертных грехов - то есть несовместимых с пребыванием в Церкви. К таким грехам христианская Церковь издревле относит отречение от веры, убийство (в том числе аборты) и прелюбодеяние (нарушение супружеской верности). Также крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость.
8.Быть в мире со всеми. Если человек просит у Бога прощения, то сам должен прежде простить обидчиков. Бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего. «Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы».
Как происходит исповедь?
Прежде чем придти исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Необходимо придти к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследования, в котором кающийся должен молитвенно участвовать.
Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. «Покаянный канон Господу Иисусу Христу» печатается в любом молитвослове.
Во время исповеди священник может назначить епитимию (духовно-исправительная мера, направленная на исправление человека): воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия и пр. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия не может быть бессрочной, она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.
Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие — два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко Причащению.
После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к Причастию, берет у священника благословение на Причащение Святых Христовых Тайн.
Обработка видео...
Таинство Причащения
Таинство Причащения совершается
каждое воскресенье
Что такое Причастие?
Причастие — самое серьезное и важное, ради чего стоит приходить в храм. Сам Господь Иисус Христос говорил, что жизнь вечную будут иметь только те, кто станет вкушать Его плоть и пить Его кровь. Способ, с помощью которого христиане соединяются с Господом Иисусом Христом через вкушение Его Тела и Крови под видом хлеба и вина, называется Таинством Причастия (Причащения), а богослужение, на котором это Таинство совершается, - Евхаристией, или Божественной Литургией.
Зачем причащаться?
Причащаться крайне необходимо для того, чтобы спастись и наследовать жизнь вечную. В Таинстве Причастия христианин реально соединяется с Богом. Тело и Кровь Христовы очищают человека от всякой скверны и прогоняют всякое зло.
Сам Иисус Христос в Евангелии говорит: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день, ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».
Церковь Божия, то есть собрание всех христиан, называется Телом Христовым. Быть в Церкви Иисуса Христа можно только через реальное соединение с Ним, то есть с помощью Причастия.
Как подготовиться?
К Таинству Святого Причащения необходимо себя подготовить молитвою, постом и покаянием.
1.Понимать смысл и искренне желать Причастия. Приходящий к Причастию должен осознавать, что это такое и зачем.
2.Иметь мир со всеми. Чтобы причаститься, необходимо пребывать в мире со всеми людьми, по крайней мере, не иметь желания отомстить. Постараться уберечь себя от чувства злобы и раздражения, удержать от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров. Нельзя принимать Таинство в состоянии вражды или ненависти.
3.Не совершать смертных грехов, отлучающих от Причастия. Это, прежде всего убийство (в том числе аборты), нарушение супружеской верности, измена Богу с различными гадателями, целителями, экстрасенсами. В случае отступления необходимо воссоединиться с Церковью через исповедь у священника.
4.Пост. Перед Причастием положен пост. Из рациона исключается скоромная пища - мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов - и рыба. По традиции положен 3-х-дневный пост. Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в воздержании от развлечений, просмотра развлекательных фильмов и передач.
К Причастию необходимо подходить натощак (утром, отправляясь в храм на Причастие, не разрешается что-либо есть, пить; страдающие табакозависимостью также должны воздержаться от своей страсти). Эта дисциплинарная норма называется «литургический пост». От пищи и питья воздерживаются с полуночи перед Причастием. Следует помнить, что дисциплинарная норма распространяется на физически здоровых людей. Для тех же, кто, например, страдает сахарным диабетом, утром разрешается кушать. Точно так же можно принимать перед Причастием лекарства, необходимые по жизненным показаниям.
5.Телесное воздержание. Супругам в ночь накануне Причащения принято воздержаться от телесных супружеских отношений.
6.Молитвенная подготовка. Накануне Причащения надо обязательно придти в храм на вечернее богослужение. Также необходимо прочитать – «Последование ко Святому Причащению», которое находится в Православном молитвослове.
7.Исповедь. Желающий причаститься должен исповедаться, то есть устно покаяться перед Богом в своих грехах в присутствии священника, чистосердечно раскрыв свою душу, не утаивая ни одного содеянного греха, и иметь искреннее намерение исправиться. Исповедь может совершаться как непосредственно перед литургией, так и вечером накануне.
8.Перед Причащением в храме. Подходя к Чаше, нужно сложить крестообразно руки на груди (правая поверх левой). Перед Святой Чашей не нужно креститься, дабы нечаянно не толкнуть её. Подойдя к Чаше, нужно внятно произнести своё полное христианское имя, широко открыть уста (рот) и благоговейно, с полным осознанием святости великого Таинства, принять Тело и Кровь Христову, а затем поцеловать край Чаши.
9.После Причащения. Приняв Святые. Тайны, не крестясь, отойти к столику, чтобы вкусить частицу просфоры и запить водой. До целования напрестольного креста в руках священника из церкви уходить не принято. После этого нужно выслушать «Благодарственные молитвы по Святом Причащении» (или прочесть их, придя домой). Эти молитвы содержаться в Православном молитвослове.
В день Святого Причащения необходимо вести себя благоговейно и благочинно, чтобы «честно соблюсти в себе Христа принятого».
Таинство Елеосвящения (Соборование)
Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. (Православный катехизис).
Установление Таинства
Это Таинство установлено Самим Господом Иисусом Христом. Прямое указание находим в Евангелии : «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 10; 1). «Они пошли и проповедовали покаяние… изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:12-13). Немного позже апостол Иаков напишет в своем послании : «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5; 14, 15).
Как совершается Таинство
Таинство Елеосвящения именуется также Соборованием, поскольку его совершают семь священников. Однако при отсутствии такого числа Церковь допускает совершение его и одним священником. Таинство состоит из прочтения молитвословий, за которыми следует чтение семи отрывков из Апостола и Евангелия об исцелении болящих.
После каждого такого прочтения и молитвы к Господу совершается крестообразное помазание больного (лоб, ноздри, щеки, рот, руки по обе стороны) освященным елеем (маслом), смешанным с вином, то есть помазание совершается также семикратно.
Над кем совершается Таинство
Существует распространенное мнение, что Таинство Соборования совершается над умирающим. Однако это не так. Оно совершается над православными христианами старше 7-ми лет, страдающими как физическими, так и духовными болезнями (уныние, скорбь, отчаяние).
Не совершается Таинство над лицами, находящимися в бессознательном состоянии, а также в буйном психическом расстройстве.
Таинство может совершаться как в храме, так и в других условиях (например, больница, дом и пр.)
В настоящее время вошло в практику совершать Таинство в храмах в дни Великого и Рождественского постов.
Как подготовиться к Таинству
Особенной подготовки не предполагается. Однако поскольку во время совершения Таинства испрашивается у Господа отпущение грехов, так как чаще всего болезнь является следствием греха, то желательно болящему перед совершением над ним Таинства Соборования исповедоваться в своих согрешениях на Таинстве Исповеди.
После Таинства Соборования необходимо Причаститься Святых Христовых Таин.
В чем отличие Таинства Елеосвящения от Таинства Миропомазания и от помазания освященным елеем во время Всенощного бдения
Таинства Миропомазания и Елеосвящения – совершенно разные Таинства.
1.Миропомазание совершается над человеком единожды после совершения Таинства Крещения. Помазывая новокрещенного особым веществом - миром, священник с произнесением слов «Печать дара Духа Святого. Аминь» преподает ему Благодать Святого Духа.
Святое Миро – благовонный состав из множества веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.). Его приготовляли и освящали апостолы Христовы, а затем епископы древней Церкви.
В настоящее время чин мироварения происходит на Страстной седмице в течение 3-х дней. Освящение мира совершает Святейший Патриарх в Великий Четверг после Божественной литургии.
2. От обоих Таинств следует отличать помазание елеем во время Всенощного бдения. В древности помазание елеем совершалось после прочтения Евангелия на праздничном богослужении. Сегодня также на праздничном вечернем богослужении каждый молящийся помазывается освященным елеем в знак причастности к Празднику.
Как необходимо использовать освященный елей после Соборования
Освященный елей можно добавлять в приготовленную пищу. А также в случае болезни, предварительно помолившись, самостоятельно наносить на себя крестообразно.
Суеверия, связанные с Таинством Соборования
Вокруг Таинства сложились устойчивые предрассудки, которые не имеют под собой никаких оснований и отталкивают малознающих людей от участия в этом Таинстве.
К таким суевериям относятся следующие:
1.Таинство совершается только над умирающим, а если его совершить лишь над болящим, то оно ускорит его кончину
2.После совершения Таинства:
- нельзя употреблять мясную пищу
- надо поститься, кроме среды и пятницы, еще и в понедельник
- нельзя в дальнейшем будет иметь супружеских отношений
- нельзя ходить в баню и т.п.
Поскольку Таинство Елеосвящения - это духовное врачество и не устраняет физических законов, то не отменяет употребление лекарственных средств.