Назад к списку

О вере в человека

Дорогие братья и сестры, дорогие наши друзья. Мы сегодня с вами поговорим о вере в человека. Мы называем себя верующими людьми, и для нас слово «верующий», жизнь верующего человека стали чем-то особенным, всегда мы вкладываем в это слово значение, смысл веры в Бога. Но следует ли верующему человеку, подлинному христианину приучать себя к добродетели веры в человека?


 И вот в Евангелии есть такой эпизод – он меня всегда потрясает, когда я его читаю. Если у вас под рукой сейчас есть Новый Завет, будьте добры, откройте Евангелие от Луки, 19-ю главу и вместе со мной вспомните эту историю, историю обращения. А Евангелие повествует нам, как Христос пришел в старинный, очень древний город Иерихон – считается, что это самый древний город на земле. И Он проходит через этот город. За ним идет толпа людей удивленных и восторженных зевак, – Христос только что при входе в Иерихон исцелил слепца, человека, про которого все знали, что он слеп от рождения и невозможно вернуть зрение тому, у кого его никогда не было. Но Христос это делает, исцеляет слепого. И вот огромная толпа окружает Учителя, проходящего со словом этот древний город.

И тут евангелист Лука говорит о некоем Закхее, начальнике мытарей (мытарь – это чиновник, сборщик налогов, причем мытари собирали налоги не в пользу государства суверенного, не в пользу здравоохранения – это был налог для оккупантов, для римских войск, которые оккупировали территорию Иудеи, Палестины: фактически они работали на захватчиков. Народ местный ненавидел этих людей – они были олицетворением враждебной силы чужого государства). Так вот, Закхей был не просто мытарь – он был начальник мытарей, т.е. человек, который координировал действия всех остальных злодеев, так люто ненавидимых собственным народом. Но ему очень хотелось увидеть Христа.

И этот богатый человек, по-своему уважаемый (люди всегда уважают силу как бы то ни было, а этот человек обладал силой, властью, влиянием, богатством, что часто тождественно с силой и властью, но был маленького роста. И чтобы видеть Христа за толпой, которая Его преследует, Ему сопутствует, он, забывая свое положение, должность, вскарабкивается на дерево – как мальчишка, как неистовый юноша вскарабкался на дерево… И что происходит дальше? Человек, которого боялись, ненавидели, но как-то терпели… Среди этой толпы вдруг Христос поворачивается в его сторону, смотрит на начальника мытарей, сидящего на дереве и говорит: «Закхей, сегодня Я буду у тебя в гостях, в доме».

Он называет этого человека по имени: мы не должны забывать, что Библия всегда очень внимательна к именам. Если Бог кого-то называет по имени – это неспроста. Очень важно, когда в Евангельском тексте присутствует упоминание имени. И здесь Христос называет по имени человека, которого ни разу не встречал, но ради которого и пришел в этот город – мы не знаем, что было еще важного, какие чудеса совершил в этом городе Христос, но он пришел ради этого грешника. И вот Закхей слезает с дерева, ведет Христа в свой дом. И снова всплеск негодования – Евангелие говорит: народ возмутился… «Как это Учитель идет в дом – не просто заходит в дом, а разделяет хлеб, трапезу с этим грешником, с этим смердящим псом, который свой народ обирает?!».

Вот Христос приходит к нему в дом, и Закхей говорит ему: «Господи, я половину своего имения отдам нищим, а если кого чем обидел – вчетверо возвращу». И Христос ему говорит: «Днесь спасение дому сему, потому что и он есть сын Авраамов», а Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Вот это отрывок из Евангелия от Луки всегда читается во время освящения квартиры или дома. Священники хорошо знают этот отрывок – его часто приходится повторять. Но почему так получается, что именно этот отрывок мы читаем на освящение дома? Священник, входя в дом, олицетворяет собой Христа. Христос пришел спасти погибшего. От Закхея отвернулись: он человек конченый, в народе явный грешник, явный преступник, слуга оккупантов, почти полицай (у нас была такая категория людей во время Второй мировой войны. Их ненавидели – это было последним позором служить захватчикам. С этим человеком не общались: его ненавидели, боялись – но ненавидели, никто его не любил). И никто не ожидал от него хоть какого-то зерна, проблеска любви и добра.

Но посмотрите, стремление к добру, к истине загнало этого человека на дерево. Забыв стыд, забыл свое положение, репутацию мужчины, уважаемого человека, он лезет на дерево. Ради чего? Чтобы увидеть краем глаза, чуть-чуть, молча, не спрашивая, ни на что не надеясь совершенно, увидеть Того, Кто есть настоящая Святость, Кто есть настоящее Добро. Не просто Закхей искал чего-то удивительного, чего-то такого сверхъестественного – он хотел видеть Бога и ради Бога полез на дерево (хоть вот так вот возвысился над землею). И Господь Христос (я еще раз повторю, что это человек, на котором поставили крест: мытарь был конченным человеком, его вычеркивали из родословия, с ним не общалась собственная семья, никто не верил, что такой человек может быть порядочным, что-то доброе из себя родить) показывает, что среди этой огромной толпы людей только Он один верил в этого человека. И эта вера вызвала в душе Закхея больше добра, чем от него ожидали.

Посмотрите, что он говорит во время обеда, на котором принимал Христа: «Я половину имения моего отдам нищим, а кого чем обидел в четверо возвращу». Подумаем, братья и сестры, кто из нас способен на такой поступок? Вчетверо отдать тем, кого мы обидели. Но откуда это добро, откуда эта жертвенность вдруг родилась в этом черством человеке? Причиной тому – вера в человека. Поэтому, если мы носим на себе имя Христово, называем себя христианами, то мы должны воспитывать в себе эту веру в человека. Пускай он даже нам кажется совершенно черствым, давно уже оскотинившимся, опустившимся, Христос верил в людей и мы, верующие люди, должны научиться вере в человека.