Неделя 3-я Великого поста.
Крестопоклонная
Преполовение» (половина) Великого поста
Неделя (воскресенье) 3-я и вся последующая седмица Великого поста называется Крестопоклонной. Это название связано с тем, что накануне в субботу вечером за Всенощным бдением на середину храма выносится для поклонения верующим Крест Господень.
Великий пост длится шесть недель (седьмая неделя – Страстная – это, по сути, уже предпразднство Пасхи). В начале поста многие христиане усердно молятся, выстаивают продолжительные службы, проявляют строгое воздержание относительно пищи. Но 40 дней – немалый срок, и через две-три недели наступает утомление, нередко хочется расслабиться, дать себе поблажку. И в этот момент Церковь напоминает нам о Кресте, о смерти Христа - но - и о Его победе, о Воскресении. Это важное напоминание, поскольку Великий пост – это не замкнутая на себя аскеза, а наш путь к Пасхе через пустыню собственных страстей. И посреди этой пустыни мы видим Крест Господень – как источник живительной воды.
Протопресвитер Александр Шмеман пишет:
«Надо обратить внимание на то, что о Кресте говорится во всех песнопениях этого воскресенья, но говорится не о страданиях на Кресте, а о победе и радости. Больше того, ирмосы второго воскресного Канона взяты из Пасхальной службы: «Воскресения день» и весь он является как бы парафразой пасхального Канона.
Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Великого Поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче.
Великий Пост — это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «... Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк.8:34). Но мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его креста, взятого Им для нашего спасения. Спасает нас Его крест, а не наш. Только Его крест сообщает не только смысл, но и силу нашим крестам.
Мы празднуем поклонение Честному и Животворящему Кресту, — вот по какой причине: во время сорокадневного поста мы как бы распинаем себя... и испытываем некоторую горечь, печаль и уныние, — нам предлагается Животворящий Крест, освежающий и ободряющий нас; напоминая нам страдания Христа, он укрепляет и утешает нас...
Достигши ныне половины поста, покажем на деле начало божественного образа жизни; постараемся с усердием окончить наш подвиг, чтобы получить нескончаемое блаженство.»
Неделя 2-я Великого поста.
Святителя Григория Пала́мы
Во второе воскресенье Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов - того, кто сформулировал и обосновал учение о нетварном Божественном Свете — святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Он родился в 1296 году в знатной семье. Григорий получил блестящее образование, но в двадцать лет решил стать монахом и ушёл на Афон, в монастырь Ватопед. Там он сосредоточил внимание на практике внутренней молитвы. Удивительно то, что Григорий Палама стремился к монашескому уединению, но ему довелось пережить бегство от турецких захватчиков, обвинения в ереси, тюремное заключение. Архиепископ Григорий побывал посредником и миротворцем в гражданской войне, и пленником у пиратов.
Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким Господь просиял на Фаворе. Традиция непрестанной молитвы получила название "исихазм", что по-гречески значит - молчание, покой.
Сам термин связан с образом жизни и молитвенным подвигом афонских монахов, которые в молчании предавались умной молитве, достигая тем самым великого мига слияния с Божеством. Это не простая тишина, это кричащая тишина, это прорыв человека к Богу, когда слова становятся ненужными
Святитель Григорий также отстаивал мнение, что непрестанная молитва и соблюдение церковных таинств могут привести к реальному общению с нетварной Благодатью Божией, Его «энергией». Причём, как на духовном, так и на физическом уровнях.
Он предложил христианам учение о том, что Господь, каким бы трансцендентным Он ни был, Он доступен.
И человек, в отличие от всех других живых существ на Земле, способен не только мыслить о Боге, не только думать и слышать о Боге, он способен соединиться с Богом, и не просто получить какое-то благодатное переживание, а стать, можно так сказать, родным, родственным Богу не по природе, а по благодати.
Церковь приводит в пример святителя Григория Паламу как человека, который несмотря на все невзгоды и испытания, сумел сделать Христа центром своей жизни.
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных." (Рим 16:17–18)
Первое воскресенье (неделя) Великого поста называется Торжеством Православия.
Этот Праздник был установлен в Греции в IX веке в связи с окончательной победой над ересью иконоборчества. До VIII века иконопочитание, которое было основано на священном Писании и традициях первых христиан, было неприкосновенно. Но ересь иконоборчества, возникшая в самой Греции при императоре Феофиле, распространилась по многим странам. Церковь подверглась гонениям от самих ее членов. Христиан, которые отстаивали учение об иконопочитании, заключали в тюрьмы, подвергали мучениям и казням.
После VII Вселенского собора (787 г.), на котором было закреплено почитание икон, гонения ослабли. Но только к середине IX века были освобождены из тюрем иконопочитатели.
После смерти Феофила на престол Греческой империи вступил малолетний сын его Михаил 3, под опекой благочестивой своей матери императрицы Феодоры. По повелению царицы Феодоры немедленно возвращены были все изгнанники и освобождены все узники, страдавшие за иконопочитание.
Константинопольский Патриарх Мефодий в 843 году в первое воскресенье Великого поста установил в Софийском соборе праздничное богослужение. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов.
С тех пор в память этого восстановления Православная Церковь совершает ежегодно в первую неделю Великого постаТоржество Православия, т.е. правой веры, которая от апостолов непрерывно и неизменно сохраняется и продолжается, и до скончания мира продолжится в Церкви Христовой, по силе обетования Господа (Мф. 16, 18).
Великий пост – первая седмица
Великий пост состоит из святой Четыредесятницы (длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы) и Страстной седмицы.
Святые отцы писали, что 40 дней поста мы храним в подражание нашему Божественному Учителю. Богослужения святой Четыредесятницы направлены на то, чтобы обратить людей к покаянию и исправлению.
Богослужения Страстной седмицы посвящены воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, смерти и погребения. Пост Страстной седмицы установлен по заповеди Спасителя: «придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Лк.5:35). В «Апостольских постановлениях» говорится: «Он Сам заповедал нам поститься в эти шесть дней по причине нечестия и беззакония иудеев, повелев сетовать о них и плакать о погибели их; ибо и Сам проливал слезы о них, не узнавших времени посещения своего» (Кн. 5.15).
Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью и продолжительностью богослужений.
Первые четыре дня (понедельник, вторник, среда, четверг) за вечерним богослужением читается Великий покаянный канон Святого Андрея Критского.Назван он великим, во-первых, по множеству заключенных в нем мыслей и воспоминаний, а во-вторых, по количеству тропарей, входящих в него - 250 тропарей (в обычном каноне около 30). Также этот канон полностью прочитывается за вечерним богослужением в среду 5-й седмицы поста.
Значение и цель Великого канона состоит в том, чтобы явить осознание греха и тем самым привести людей к покаянию.
В субботу первой седмицы Великого поста установлено празднование в честь святого Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста.
Император Юлиан Отступник (361—363), желая оскорбить верующих (согласно Деян.15:29, христианам предписано «воздерживаться от идоложертвенного и крови») приказал градоначальнику Константинополя в первую неделю Великого поста окроплять еду, продаваемую на городских рынках, идоложертвенной кровью. В это время в 362 году во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию явился Феодор Тирон и предупредил его о замысле императора. Святой повелел употреблять в эти дни в пищу коливо (отваренные зерна пшеницы с медом).
В память об этом событии в навечерие субботы (в пятницу) после Литургии Преждеосвященных Даров читается молебный канон великомученику Феодору (составлен Иоанном Дамаскиным) и происходит благословение колива и раздача его верующим. Данное празднование в честь Феодора Тирона описано уже константинопольским патриархом Нектарием (381—397).
ПОДГОТОВКА К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ
Воскресные дни в церковном календаре именуются Неделей, а недели (в нашем современном понимании) называются Седмицами.
Началу Великого поста (Святой Четыредесятницы) предшествуют три подготовительные седмицы, которые начинаются с воскресных дней, имеющих следующие названия:
В 2023 году:
1. Неделя о мытаре и фарисее: 5 февраля
2. Неделя о блудном сыне: 12 февраля
3. Неделя о Страшном суде (масленица): 19 февраля
В продолжение подготовительных недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы (Неделя о мытаре и фарисее) она восстанавливает пост в среду и пятницу (Неделя о блудном сыне), затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь сырную (Неделя о страшном суде - масленица).
Такое особое приготовление к Великому посту является древним установлением Церкви. Так, знаменитые проповедники IV века: св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие - оставили нам беседы и слова, сказанные ими относительно поста, еще не наступившего, а только ожидаемого.
Приготовляя верующих к святой Четыредесятнице, Церковь своими умилительными песнопениями располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.
Неделя сыропустная.
Воспоминание Адамова изгнания.
Прощеное воскресенье
"Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний,
кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию;
но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление"
1-я песнь Великого покаянного канона Андрея Критского
Накануне Великого поста
Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Неделей «Сыропустной», «Прощеным воскресеньем» или «Воспоминание Адамова изгнания».
Название «Неделя сыропустная» происходит от того, что в этот день происходит «отпуст» (со славянского отпустить), т. е. прекращение вкушения сыра и молочных продуктов. Со следующей за этим днем седмицы начинается Великий пост.
Второе литургическое название «Воспоминание Адамова изгнания» подводит итог всей подготовки к Посту. Человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за Ним, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству. Итак, в начале Поста мы уподобляемся Адаму. Пост освобождает нас от рабства греху.
В этот день за Божественной литургией читается Евангелие, в котором говорится о том, что первым шагом на пути к посту является прощение обид нашим ближним, без которого мы не сможем получить прощение своих грехов у Отца Небесного:"Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный" (Мф. 6,15). В связи с этим это воскресенье имеет еще одно название «Прощеное воскресенье».
В этот день в храмах вечером совершается торжественное богослужение.Ничто лучше этой вечерни не показывает "настроения" Великого Поста.
Поется умилительное песнопение (прокимен великопостный)
Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю.
Перевод:
Не отврати лица Твоего от слуги Твоего, потому что я скорблю! Скоро услышь меня, обрати внимание на душу мою и избавь ее.
Прокимен (греч. - «предлагаемый вперед» – стих из псалмов, который чтец или диакон возглашает перед чтением Священного Писания – Апостола, Евангелия или паремий, а хор вторит ему) повторяется пять раз. И вот Пост уже наступил! Светлые облачения заменяются темными, постными, тушат яркое освещение
По окончании вечерни все священники и прихожане испрашивают друг у друга прощения.
В современной церковной практике во время обряда прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», «На реках Вавилонских…» и стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог..», заканчивая словами: «простим вся воскресеньем» («Христос воскресе» не поется). Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием того, что подвигом поста мы должны подготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова.
Чин прощения появился у египетских монахов в монастырской жизни. Для усиления молитвы они расходились из монастыря по одному в пустыню до Пасхи. Многие уже могли не вернуться (одни были растерзаны дикими зверями, другие погибали в пустыне). Зная это, они испрашивали прощения друг у друга.
Со временем эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.
НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ
Последняя (третья) подготовительная седмица перед началом Великого поста называется мясопустной, сырной или в народе - масленицей. Славянский термин «мясопуст» происходит от греч. апокрэос, лат. carnis privium – лишениемяса. С этой недели прекращается вкушение мяса. На западе этому термину соответствует слово «карнавал» от латинского carne и vale, буквально – "прощай, мясо!"
У православных христиан – этот период длится ровно неделю. В эту седмицу среда и пятница не постные, но уже нельзя есть мясо; но молоко, яйца, рыбу, сыр, масло и все другое можно. Поскольку в эти дни уже существует запрет на употребление мясных продуктов, блины стали традиционным символом праздничной пищи в "сырную неделю", как куличи и пасха в праздник Воскресения Христова.
Эта седмица является последней ступенью подготовки к Великому посту. В среду и пятницу уже не совершается Божественная литургия, уже отменяются венчания, и начинается чтение покаянной молитвы Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» с коленопреклонениями. Эта молитва читается в период всего Великого поста до Страстной Среды.
В народе данная седмица именуется «Масленицей». Масленица - это языческий праздник, не имеющий никакого отношения к христианству. Издревле у язычников данный праздник означал проводы зимы. После крещения Руси Церковь для того, чтобы укрепить в сознании людей понимание необходимости наступающего периода воздержания и подготовки к нему связала данный праздник с отказом от мяса и телесной подготовкой к предстоящему посту.
Воскресенье, предшествующее этой седмице, называется Неделей о Страшном суде, так как на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф. 25, 31-46), и оно посвящено воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде.
Это напоминание необходимо для того, чтобы люди не относились беспечно к своей жизни и спасению, надеясь только на милосердие Божие. Потому что Господь милосерд, но и праведный Судья. После смерти каждый из нас предстанет пред Господом, и о каждом будет вынесен частный суд. Но в конце истории Суду Божию предстанет весь род человеческий, и здесь будет явлена великая и абсолютная Божественная справедливость. Господь произведет свой суд преимущественно по делам милосердия, возможным одинаково для всех. Чувствовать боль другого человека и действенно, участливо отзываться на нее — вот чего ожидает от нас Отец наш Небесный и вот о чем спросит Он нас на Своем Страшном и справедливом суде.
В своих песнопениях Церковь стремится обратить внимание людей на свою греховность и задуматься о своем спасении. Святитель Филарет, Митрополит Московский, в одной из своих проповедей, говорил: "Помни, человек, Господь для того тебе не открывает заранее картину Своего последнего Суда, чтоб пока еще не поздно, ты перебежал бы с левой стороны на правую".
Одним из красочных песнопений данного дня является седален:
Помышляю день страшный, и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю безсмертному Царю? Или коим же дерзновением воззрю на Судию блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя.
Перевод:
Помышляю о дне страшноми оплакиваю злые мои деяния.Как я дам ответ Бессмертному Царю?Или как дерзну я, блудный, взглянуть на Судию? Милосердный Отче, Сын Единородныйи Дух Святой, помилуй меня!
И в виду напоминания этого события накануне этого дня в субботу Святая Церковь установила молиться не только за живых ее членов, но и за всех от века почивших православных христианах в надежде воскресения и жизни вечной. Поэтому эта суббота также именуется Вселенской родительской мясопустной субботой.
Поминовение усопших в этот день и приближающееся время поста взаимосвязано, т. к. христианство есть религия любви. В молитве за yмеpших Церковь главным образом высказывает свою любовь. Мы просим Бога помиловать тех, кого мы вспоминаем, а мы помним их, потому что мы их любим. Молясь за них, мы встречаемся с ними во Христе, Который - сама Любовь и Который победил смерть, эту наивысшую степень разобщения и pазлyки.
Установление вселенской родительской субботы перед седмицей мясопустной восходит к преданию апостольскому, что подтверждается Уставом Святой Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнейшего предания, и обычаем древних христиан собираться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство IV века (святой Иоанн Златоуст в Словах 62-м и 18-м).
Завершается масленичная неделя Прощеным воскресеньем, когда верующие просят друг у друга прощения за все, чем могли обидеть, а в храмах после вечернего богослужения совершается особый церковный чин прощения. Во время этого чина священнослужители и прихожане взаимно просят прощения друг у друга, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.
А.П. Чехов О БРЕННОСТИ
Надворный советник Семен Петрович Подтыкин сел за стол, покрыл свою грудь салфеткой и, сгорая нетерпением, стал ожидать того момента, когда начнут подавать блины… Перед ним, как перед полководцем, осматривающим поле битвы, расстилалась целая картина… Посреди стола, вытянувшись во фронт, стояли стройные бутылки. Тут были три сорта водок, киевская наливка, шатолароз, рейнвейн и даже пузатый сосуд с произведением отцов бенедиктинцев. Вокруг напитков в художественном беспорядке теснились сельди с горчичным соусом, кильки, сметана, зернистая икра (3 руб. 40 коп. за фунт), свежая семга и проч. Подтыкин глядел на всё это и жадно глотал слюнки… Глаза его подернулись маслом, лицо покривило сладострастьем…
— Ну, можно ли так долго? — поморщился он, обращаясь к жене. — Скорее, Катя!
Но вот, наконец, показалась кухарка с блинами… Семен Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки… Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной… Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет!.. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился… Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот…
Но тут его хватил апоплексический удар.
НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ
Неделя о блудном сыне – второй воскресный день подготовительных недель к Великому посту. Название этого воскресенья происходит от евангельской притчи, которая читается за Божественной литургией в этот день.
«Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.» (Лк. 15: 11-32).
В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном - кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары.
Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.
Чтобы живее напомнить христианам об удалении их от Отечества Небесного и рабстве греху, Церковь после псалмов полиелейных (на Всенощном бдении накануне воскресного дня) поет 136 псалом, петый евреями в плену вавилонском.
Слова этого псалма по отношению к нам внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству, Небесному Царствию.
На река’х Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. Аллилуиа.
На вербиих посреде его обесихом орга’ны наша.
Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении.
Воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.
Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.
Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль, глаголющия: истощайте, истощайте до оснований его.
Дщи Вавилоня окаянная. Блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам.
Блажен иже имет, и разбиет младенцы твоя о камень. Аллилуиа.
Перевод:
У рек Вавилона там мы сели и заплакали, когда вспомнилось нам о Сионе. Аллилуиа.
На ивах посреди него повесили мы орга’ны наши.
Ибо там спросили нас пленившие нас о словах песен и уведшие нас – о пении.
"Пропойте нам из песен Сионских". Как споём мы песнь Господню на земле чужой?
Если забуду тебя, Иерусалим, пусть забыта будет десница моя.
Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если не вспомню тебя, если не поставлю Иерусалима в начале веселья моего.
Вспомни, Господи, сынов Эдома в день Иерусалима, говорящих: "Разрушайте, разрушайте до основания его".
Дочь Вавилона злосчастная, блажен, кто воздаст тебе возмездие твоё, которым ты воздала нам.
Блажен, кто схватит и разобьёт младенцев твоих о камень. Аллилуиа.
Церковь вспоминает притчу о блудном сыне в преддверии Великого поста ― особого времени в жизни каждого человека. Пост дается нам для того, чтобы мы обо всем подумали, помолились, оценили свою жизнь, свои поступки, свои мысли, подвергли их беспристрастному суду ― внутреннему суду голоса своей совести, и помолились Господу о прощении своих грехов и об избавлении от греховного плена.
И пусть для каждого из нас притча о блудном сыне станет великим источником надежды на то, что Бог простит нас, исцелит от грехов ― и настоящих, и прошлых, поможет обрести мир и радость жизни в общении с Ним в доме.
НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
Седмица с 6 февраля - 18 февраля 2023 года
Неделя о мытаре и фарисее – первый воскресный день, с которого начинается приготовление верующих к началу Великого поста. Название этого воскресенья происходит от Евангельской притчи, которая читается за Божественной литургией в этот день.
«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 9-14).
Фарисеи между Иудеями составляли древнюю и знаменитую секту; хвалились знанием и исполнением закона. Отличались тщательным исполнением внешних обрядов и особенно крайним лицемерием. Они почитались за добродетельных праведников, и по видимой святости жизни отличными от прочих людей. Фарисейство стало синонимом лицемерия, двуличности, ханжества.
Мы́тари — это сборщики налогов, очень часто позволявшие себе беззаконие, бравшие много сверх того, что им полагалось (собственно, на этом и держалось налоговое дело в те времена), да еще находившиеся на службе у оккупационных властей — у язычников, иноземцев. Земная власть — власть римского наместника — давала преимущество мытарям. И в повседневной жизни, порядочные люди, которым не нужно было чужого, которые не согрешили воровством или блудом, немало терпели от мытарей.
Поскольку главное оружие для завоевания добродетели — это покаяние и смирение, а препятствие к достохвальному смирению — гордость и превозношение, то Церковь прежде всего предлагает нам для размышления нынешнюю притчу из Божественного Евангелия.
Пример фарисея призывает избавиться от страсти гордости и высокомерия, пример мытаря — приобрести противоположные этой страсти - покаяние и смирение.
Церковь внушает готовящимся к посту, подвигу и молитве, что исполнением того, что положено по Уставу, хвалиться не должно. И молитва, и пост святы и спасительны только тогда, когда не омрачены самолюбованием и превозношением. Кто любуется и хвалится своими делами, тот не ведает или забывает, что мы своими силами без помощи Божьей не можем исполнить всего закона и, следовательно, сделаться правыми перед Богом, и само исполнение есть не заслуга, а наш долг.
«Ибо всякий, возносящий себя, смирён будет, а смиряющий себя вознесён будет». Не сам смирится или вознесется, а будет смирен или вознесен. Кем? Конечно, Богом. Наше спасение совершается в соработничестве с Богом. Бог может всё, он и делает за нас почти всё. Но от нас тоже требуется действие, требуется усилие. Каково будет это действие, на что будет направлено усилие – зависит опять-таки от нас. Если на превозношение – то ответным действием Господа будет наше уничижение. А если мы смирим сами себя – то это означает, что Господь вознесет нас.
Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие, только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни.
С этой недели (субботы вечера) до пятой недели Великого Поста(в 2023 году последний раз исполняется на богослужении 25-го марта) за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери» …
Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче, / утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, / храм носяй телесный весь осквернен: / но яко щедр, очисти / благоутробною Твоею милостию.
На спасения стези настави мя Богородице, / студными бо окалях душу грехми, / и в лености все житие мое иждих: / но Твоими молитвами / избави мя от всякия нечистоты.
Помилуй мя Боже, / по велицей милости Твоей, / и по множеству щедрот Твоих, / очисти беззаконие мое.
Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, / трепещу страшнаго дне суднаго: / но надеяся на милость благоутробия Твоего, / яко Давид вопию Ти: / помилуй мя Боже / по велицей Твоей милости.
Перевод:
Покаяния врата / отверзи мне, Податель жизни, / ибо с рассвета стремится дух мой / ко храму святому Твоему, / нося весь оскверненный телесный храм. / Но Ты, как сострадательный, очисти его / благосердною Твоею милостью.
На пути спасения / направь меня, Богородица / ибо постыдными грехами я душу запятнал / и легкомысленно растратил всю жизнь мою. / Но Твоими молитвами / избавь меня от всякой нечистоты.
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей / и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие мое.
О множестве соделанных мною согрешений тяжких размышляя, / я, несчастный, трепещу пред страшным днем суда. / Но, надеясь на милость благосердия Твоего, / как Давид взываю Тебе: / "Помилуй меня, Боже, / по великой Твоей милости!"
Предостерегая от фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни, Церковь намеренно отменяет на предстоящей неделе пост в среду и пятницу.