ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ

Воскресные дни в церковном календаре именуются Неделей, а недели (в нашем современном понимании) называются Седмицами.
Началу Великого поста (Святой Четыредесятницы) предшествуют три подготовительные седмицы, которые начинаются с воскресных дней, имеющих следующие названия:

В 2021 году:

1. Неделя о мытаре и фарисее: 21 февраля
2. Неделя о блудном сыне: 28 февраля
3. Неделя о Страшном суде (масленица): 7 марта

В продолжение подготовительных недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы (Неделя о мытаре и фарисее) она восстанавливает пост в среду и пятницу (Неделя о блудном сыне), затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь сырную (Неделя о страшном суде - масленица).
Такое особое приготовление к Великому посту является древним установлением Церкви. Так, знаменитые проповедники IV века: св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие - оставили нам беседы и слова, сказанные ими относительно поста, еще не наступившего, а только ожидаемого.
Приготовляя верующих к святой Четыредесятнице, Церковь своими умилительными песнопениями располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.
 
НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ
Седмица с 21 февраля - 27 февраля 2021 года

Неделя о мытаре и фарисее – первый воскресный день, с которого начинается приготовление верующих к началу Великого поста. Название этого воскресенья происходит от Евангельской притчи, которая читается за Божественной литургией в этот день.

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 9-14).

Фарисеи между Иудеями составляли древнюю и знаменитую секту; хвалились знанием и исполнением закона. Отличались тщательным исполнением внешних обрядов и особенно крайним лицемерием. Они почитались за добродетельных праведников, и по видимой святости жизни отличными от прочих людей. Фарисейство стало синонимом лицемерия, двуличности, ханжества.

Мы́тари это сборщики налогов, очень часто позволявшие себе беззаконие, бравшие много сверх того, что им полагалось (собственно, на этом и держалось налоговое дело в те времена), да еще находившиеся на службе у оккупационных властей — у язычников, иноземцев. Земная власть — власть римского наместника — давала преимущество мытарям. И в повседневной жизни, порядочные люди, которым не нужно было чужого, которые не согрешили воровством или блудом, немало терпели от мытарей.

Поскольку главное оружие для завоевания добродетели — это покаяние и смирение, а препятствие к достохвальному смирению — гордость и превозношение, то Церковь прежде всего предлагает нам для размышления нынешнюю притчу из Божественного Евангелия.

Пример фарисея призывает избавиться от страсти гордости и высокомерия, пример мытаря — приобрести противоположные этой страсти - покаяние и смирение.

Церковь внушает готовящимся к посту, подвигу и молитве, что исполнением того, что положено по Уставу, хвалиться не должно. И молитва, и пост святы и спасительны только тогда, когда не омрачены самолюбованием и превозношением. Кто любуется и хвалится своими делами, тот не ведает или забывает, что мы своими силами без помощи Божьей не можем исполнить всего закона и, следовательно, сделаться правыми перед Богом, и само исполнение есть не заслуга, а наш долг.
«Ибо всякий, возносящий себя, смирён будет, а смиряющий себя вознесён будет». Не сам смирится или вознесется, а будет смирен или вознесен. Кем? Конечно, Богом. Наше спасение совершается в соработничестве с Богом. Бог может всё, он и делает за нас почти всё. Но от нас тоже требуется действие, требуется усилие. Каково будет это действие, на что будет направлено усилие – зависит опять-таки от нас. Если на превозношение – то ответным действием Господа будет наше уничижение. А если мы смирим сами себя – то это означает, что Господь вознесет нас.
Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие, только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни.
С этой недели (субботы вечера) до пятой недели Великого Поста (в 2021 году последний раз исполняется на богослужении 17-го апреля) за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери» …
Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче, / утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, / храм носяй телесный весь осквернен: / но яко щедр, очисти / благоутробною Твоею милостию.
На спасения стези настави мя Богородице, / студными бо окалях душу грехми, / и в лености все житие мое иждих: / но Твоими молитвами / избави мя от всякия нечистоты.
Помилуй мя Боже, / по велицей милости Твоей, / и по множеству щедрот Твоих, / очисти беззаконие мое.
Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, / трепещу страшнаго дне суднаго: / но надеяся на милость благоутробия Твоего, / яко Давид вопию Ти: / помилуй мя Боже / по велицей Твоей милости.

Перевод:
Покаяния врата / отверзи мне, Податель жизни, / ибо с рассвета стремится дух мой / ко храму святому Твоему, / нося весь оскверненный телесный храм. / Но Ты, как сострадательный, очисти его / благосердною Твоею милостью.

На пути спасения / направь меня, Богородица / ибо постыдными грехами я душу запятнал / и легкомысленно растратил всю жизнь мою. / Но Твоими молитвами / избавь меня от всякой нечистоты.
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей / и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие мое.
О множестве соделанных мною согрешений тяжких размышляя, / я, несчастный, трепещу пред страшным днем суда. / Но, надеясь на милость благосердия Твоего, / как Давид взываю Тебе: / "Помилуй меня, Боже, / по великой Твоей милости!"
Russian chant - Покаяния отверзи ми двери

Обработка видео...

Предостерегая от фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни, Церковь намеренно отменяет на предстоящей неделе пост в среду и пятницу.
 
14 февраля
НЕДЕЛЯ О ЗАКХЕЕПредостерегая от фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни, Церковь намеренно отменяет на предстоящей неделе пост в среду и пятницу.
Про Закхея из фильма Великий пост

Обработка видео...