НЕДЕЛЯ 4-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА
ПРЕПОДОБНОГО ИОАННА ЛЕСТВИЧНИКА
Неделя (воскресенье) 4-я и посвящена памяти преподобного Иоанна Лествичника
Преподобный Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор замечательного духовного творения, называемого "Лествицей", поэтому преподобный и получил прозвание Лествичника.
О происхождении преподобного Иоанна почти не сохранилось сведений. Существует предание, что он родился около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии.
Шестнадцати лет отрок Иоанн пришел в Синайский монастырь. Наставником и руководителем преподобного стал авва Мартирий.
После четырех лет пребывания на Синае святой Иоанн Лествичник был пострижен в иночество. Один из присутствовавших при постриге, авва Стратигий, предсказал, что он станет великим светильником Церкви Христовой.
В течение 19-ти лет преподобный Иоанн подвизался в послушании своему духовному отцу. После смерти аввы Мартирия преподобный Иоанн избрал отшельническую жизнь, удалившись в пустынное место, называемое Фола, где провел 40 лет в подвиге безмолвия, поста, молитвы и покаянных слезах.
Не случайно в "Лествице" преподобный Иоанн так говорит о слезах покаяния: "Как огонь сожигает и уничтожает хворост, так чистая слеза омывает все нечистоты, наружные и внутренние". Сильна и действенна была его святая молитва, об этом свидетельствует пример из жития угодника Божия.
У преподобного Иоанна был ученик, инок Моисей. Однажды наставник приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Исполняя послушание, инок Моисей из-за сильного летнего зноя прилег отдохнуть под тенью большого утеса. Преподобный Иоанн Лествичник находился в это время в своей келии и отдыхал после молитвенного труда. Внезапно ему явился муж почтенного вида и, разбудив святого подвижника, с упреком сказал: "Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, а Моисей находится в опасности?" Преподобный Иоанн тотчас пробудился и стал молиться за своего ученика. Когда его ученик возвратился вечером, преподобный спросил, не случилось ли с ним что-либо плохое. Инок ответил: "Нет, но я подвергся большой опасности. Меня едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым я в полдень уснул. К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал..."
Об образе жизни преподобного Иоанна известно, что питался он тем, что не запрещалось уставом постнической жизни, но - умеренно. Не проводил ночей без сна, хотя спал не более того, сколько необходимо для поддержания сил, чтобы непрестанным бодрствованием не погубить ума. "Я не постился чрезмерно, - говорит он сам о себе, - и не предавался усиленному ночному бдению, не лежал на земле, но смирялся.., и Господь скоро спас меня".
Примечателен следующий пример смирения преподобного Иоанна Лествичника. Одаренный высоким проницательным умом, умудренный глубоким духовным опытом, он с любовью поучал всех приходивших к нему, руководя их к спасению. Но когда явились некоторые, по зависти упрекавшие его в многословии, которое они объясняли тщеславием, то преподобный Иоанн наложил на себя молчание, чтобы не подавать повода к осуждению, и безмолвствовал в течение года. Завистники осознали свое заблуждение и сами обратились к подвижнику с просьбой не лишать их духовной пользы собеседования.
Скрывая свои подвиги от людей, преподобный Иоанн иногда уединялся в пещере, но слава о его святости распространилась далеко за пределы места подвигов, и к нему непрестанно приходили посетители всех званий и состояний, жаждавшие услышать слово назидания и спасения.
В возрасте 75-ти лет, после сорокалетнего подвижничества в уединении, преподобный был избран игуменом Синайской обители.
Около четырех лет управлял преподобный Иоанн Лествичник святой обителью Синая. Господь наделил преподобного к концу его жизни благодатными дарами прозорливости и чудотворений.
Во время управления монастырем по просьбе святого Иоанна, игумена Раифского монастыря, и была написана преподобным знаменитая "Лествица" - руководство для восхождения к духовному совершенству.
Зная о мудрости и духовных дарованиях преподобного, Раифский игумен от лица всех иноков своей обители просил написать для них "истинное руководство для последующих неуклонно, и как бы лествицу утверждену, которая желающих возводит до Небесных врат..."
Преподобный Иоанн, отличавшийся скромным о себе мнением, сначала смутился, но затем из послушания приступил к исполнению просьбы раифских иноков.
Свое творение преподобный так и назвал - "Лествица", объясняя название следующим образом: "Соорудил я лествицу восхождения... от земного во святая... во образ тридцати лет Господня совершеннолетия, знаменательно соорудил лествицу из 30 степеней, по которой, достигнув Господня возраста, окажемся праведными и безопасными от падения".
Цель этого творения - научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов.
"Лествица" предполагает, во-первых, очищение греховной нечистоты, искоренение пороков и страстей в ветхом человеке; во-вторых, восстановление в человеке образа Божия. Хотя книга была написана для иноков, любой христианин, живущий в миру, получает в ней надежного путеводителя для восхождения к Богу, и столпы духовной жизни.
Содержание одной из ступеней "Лествицы" (22-я) раскрывает подвиг истребления тщеславия. Преподобный Иоанн пишет:
"Тщеславие высказывается при каждой добродетели. Когда, например, храню пост - тщеславлюсь, и когда, скрывая пост от других, разрешаю на пищу, опять тщеславлюсь - благоразумием.
Одевшись в светлую одежду, побеждаюсь любочестием и, переодевшись в худую, тщеславлюсь.
Говорить ли стану - попадаю во власть тщеславия. Молчать ли захочу, опять предаюсь ему.
Куда ни поверни это терние, оно всё станет спицами кверху.
Тщеславный... на взгляд чтит Бога, а на деле более старается угодить людям, чем Богу...
Люди высокого духа сносят обиду благодушно и охотно, а слушать похвалы и не ощущать никакой приятности могут только святые и непорочные...
Когда услышишь, что ближний или друг твой в глаза или за глаза злословит тебя, похвали и полюби его... Не тот показывает смирение, кто сам себя бранит: как быть несносным самому себе? Но кто, обесчещенный другим, не уменьшает своей любви к нему... Кто превозносится природными дарованиями - счастливым умом, высокой образованностью, чтением, приятным произношением и другими подобными качествами, которые легко приобретаются, тот никогда не приобретает даров сверхъестественных. Ибо кто в малом не верен, тот и во многом будет не верен и тщеславен. Часто случается, что Сам Бог смиряет тщеславных, насылая неожиданное бесчестие... Если молитва не истребит тщеславного помысла, приведем на мысль исход души из этой жизни. Если и это не поможет, устрашим его позором Страшного суда. "Возносяйся смирится" даже здесь, прежде будущего века. Когда хвалители, или лучше - льстецы, начнут хвалить нас, тотчас приведем себе на память все беззакония свои и найдем, что вовсе не стоим мы того, что нам приписывают".
Этот и другие примеры, находящиеся в "Лествице", служат образцом той святой ревности о своем спасении, которая необходима каждому человеку, желающему жить благочестиво, а письменное изложение его мыслей, составляющих плод многих и утонченных наблюдений его над своей душою и глубокого духовного опыта, является руководством и великим пособием на пути к истине и добру.
Ступени "Лествицы" - это прехождение из силы в силу на пути стремления человека к совершенству, которое не вдруг, но только постепенно может быть достигаемо, ибо, по слову Спасителя, "Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (Мф. 11, 12).

 
НЕДЕЛЯ 3-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА
КРЕСТОПОКЛОННАЯ
Половина Великого поста
Неделя (воскресенье) 3-я и вся последующая седмица Великого поста называется Крестопоклонной. Это название связано с тем, что накануне в субботу вечером за Всенощным бдением на середину храма выносится для поклонения верующим Крест Господень.
Великий пост длится шесть недель (седьмая неделя – Страстная – это, по сути, уже предпразднство Пасхи). В начале поста многие христиане усердно молятся, выстаивают продолжительные службы, проявляют строгое воздержание относительно пищи. Но 40 дней – немалый срок, и через две-три недели наступает утомление, нередко хочется расслабиться, дать себе поблажку. И в этот момент Церковь напоминает нам о Кресте, о смерти Христа - но - и о Его победе, о Воскресении. Это важное напоминание, поскольку Великий пост – это не замкнутая на себя аскеза, а наш путь к Пасхе через пустыню собственных страстей. И посреди этой пустыни мы видим Крест Господень – как источник живительной воды.
Протопресвитер Александр Шмеман пишет:
«Надо обратить внимание на то, что о Кресте говорится во всех песнопениях этого воскресенья, но говорится не о страданиях на Кресте, а о победе и радости. Больше того, ирмосы второго воскресного Канона взяты из Пасхальной службы: «Воскресения день» и весь он является как бы парафразой пасхального Канона.
Смысл всего этого ясен. Мы достигли середины Великого Поста. С одной стороны, физический и духовный подвиг, если он серьезен и последователен, начинает сказываться, чувствуется усталость. Нам нужна помощь и ободрение. С другой стороны, претерпев эту усталость, взойдя на половину горы, мы начинаем видеть конец нашего странствования, и сияние Пасхального света становится ярче.
Великий Пост — это время нашего самораспинания, опыт, пускай и ограниченный, Христова призыва, который мы слышим в Евангельском чтении этого дня: «... Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за мной» (Мк.8:34). Но мы не можем принять свой крест и следовать за Христом, если не примем Его креста, взятого Им для нашего спасения. Спасает нас Его крест, а не наш. Только Его крест сообщает не только смысл, но и силу нашим крестам.
Мы празднуем поклонение Честному и Животворящему Кресту, — вот по какой причине: во время сорокадневного поста мы как бы распинаем себя... и испытываем некоторую горечь, печаль и уныние, — нам предлагается Животворящий Крест, освежающий и ободряющий нас; напоминая нам страдания Христа, он укрепляет и утешает нас...
Достигши ныне половины поста, покажем на деле начало божественного образа жизни; постараемся с усердием окончить наш подвиг, чтобы получить нескончаемое блаженство».
 
НЕДЕЛЯ 2-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА
Святителя Григория Пала́мы

Во второе воскресение Великого поста Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов - святителя Григо́рия Паламу́, архиепископа Фессалонитского (Солунского), жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

Рождение и воспитание
Святитель Григорий Палама́, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282 - 1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика.
Монашество
Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.
После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве - умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память 12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. покой. молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами.
Служение
1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.
Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу - совершал богослужение и произносил проповеди.
В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333. году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.
В 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.
Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Варлаам вступил в спор с монахами и пытался доказать тварность Фаворского Света. Он отвергал православное учение о благодатном Свете, озаряющем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо (например, на Фаворе и на Синае). Варлаам не допускал возможности достигнуть такого озарения молитвой, постом и другими подвигами самоотвержения.
Святитель Григорий, защищал учение о Божественном Фаворском Свете. Он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились "Триады в защиту святых исихастов" (1338). На созванном для суждения по этим вопросам Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного Света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым просиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигшие высот святости посредством молитвы и поста.
27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.
В 1344 году Патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил св. Григория от Церкви и заключил в темницу. В 1347 году, после смерти Иоанна XIV, св. Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. Лишь за три года до кончины св. Григорий вернулся в Солунь.
Кончина
Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами "В горняя! В горняя!"Святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года.
В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1362-1365 гг.), который написал житие и службу, а канон был составлен Патриархом Константинопольским Геннадием Схоларием (XV в.).

 

НЕДЕЛЯ 1-Я ВЕЛИКОГО ПОСТА

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ



«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных." (Рим 16:17–18)

Первое воскресенье (неделя) Великого поста называется Торжеством Православия.
Этот Праздник был установлен в Греции в IX веке в связи с окончательной победой над ересью иконоборчества. До VIII века иконопочитание, которое было основано на священном Писании и традициях первых христиан, было неприкосновенно. Но ересь иконоборчества, возникшая в самой Греции при императоре Феофиле, распространилась по многим странам. Церковь подверглась гонениям от самих ее членов. Христиан, которые отстаивали учение об иконопочитании, заключали в тюрьмы, подвергали мучениям и казням.
После VII Вселенского собора (787 г.), на котором было закреплено почитание икон, гонения ослабли. Но только к середине IX века были освобождены из тюрем иконопочитатели.
После смерти Феофила на престол Греческой империи вступил малолетний сын его Михаил 3, под опекой благочестивой своей матери императрицы Феодоры. По повелению царицы Феодоры немедленно возвращены были все изгнанники и освобождены все узники, страдавшие за иконопочитание.
Константинопольский Патриарх Мефодий в 843 году в первое воскресенье Великого поста установил в Софийском соборе праздничное богослужение. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов.
С тех пор в память этого восстановления Православная Церковь совершает ежегодно в первую неделю Великого поста Торжество Православия, т.е. правой веры, которая от апостолов непрерывно и неизменно сохраняется и продолжается, и до скончания мира продолжится в Церкви Христовой, по силе обетования Господа (Мф. 16, 18).
 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ НЕДЕЛИ
Гул затих. Я вышел на подмостки
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
Б. Пастернак
Воскресные дни в церковном календаре именуются Неделей, а недели (в нашем современном понимании) называются Седмицами.
Началу Великого поста (Святой Четыредесятницы) предшествуют три подготовительные седмицы, которые начинаются с воскресных дней, имеющих следующие названия:

В 2024 году:
1. Неделя о мытаре и фарисее: 25 февраля
2. Неделя о блудном сыне: 3 марта
3. Неделя о Страшном суде: 10 марта

В продолжение подготовительных недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы (Неделя о мытаре и фарисее) она восстанавливает пост в среду и пятницу (Неделя о блудном сыне), затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь сырную (Неделя о страшном суде - масленица).
Такое особое приготовление к Великому посту является древним установлением Церкви. Так, знаменитые проповедники IV века: св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие - оставили нам беседы и слова, сказанные ими относительно поста, еще не наступившего, а только ожидаемого.
Приготовляя верующих к святой Четыредесятнице, Церковь своими умилительными песнопениями располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

 

НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ

Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

"Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний,
кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию;
но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление"


1-я песнь Великого покаянного канона Андрея Критского
Накануне Великого поста
Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Неделей «Сыропустной», «Прощеным воскресеньем» или «Воспоминание Адамова изгнания».
Название «Неделя сыропустная» происходит от того, что в этот день происходит «отпуст» (со славянского отпустить), т. е. прекращение вкушения сыра и молочных продуктов. Со следующей за этим днем седмицы начинается Великий пост.
Второе литургическое название «Воспоминание Адамова изгнания» подводит итог всей подготовки к Посту. Человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за Ним, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству. Итак, в начале Поста мы уподобляемся Адаму. Пост освобождает нас от рабства греху.

В этот день за Божественной литургией читается Евангелие, в котором говорится о том, что первым шагом на пути к посту является прощение обид нашим ближним, без которого мы не сможем получить прощение своих грехов у Отца Небесного:"Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный" (Мф. 6,15). В связи с этим это воскресенье имеет еще одно название «Прощеное воскресенье».
В этот день в храмах вечером совершается торжественное богослужение.Ничто лучше этой вечерни не показывает "настроения" Великого Поста.
Поется умилительное песнопение (прокимен великопостный)
Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей, и избави ю.
Перевод:
Не отврати лица Твоего от слуги Твоего, потому что я скорблю! Скоро услышь меня, обрати внимание на душу мою и избавь ее.
Прокимен (греч. - «предлагаемый вперед» – стих из псалмов, который чтец или диакон возглашает перед чтением Священного Писания – Апостола, Евангелия или паремий, а хор вторит ему) повторяется пять раз. И вот Пост уже наступил! Светлые облачения заменяются темными, постными, тушат яркое освещение
По окончании вечерни все священники и прихожане испрашивают друг у друга прощения.
В современной церковной практике во время обряда прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», «На реках Вавилонских…» и стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог..», заканчивая словами: «простим вся воскресеньем» («Христос воскресе» не поется). Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием того, что подвигом поста мы должны подготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова.
Чин прощения появился у египетских монахов в монастырской жизни. Для усиления молитвы они расходились из монастыря по одному в пустыню до Пасхи. Многие уже могли не вернуться (одни были растерзаны дикими зверями, другие погибали в пустыне). Зная это, они испрашивали прощения друг у друга.

Со временем эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.

2. Великий пост – первая седмица

Великий пост состоит из святой Четыредесятницы (длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы) и Страстной седмицы.
Святые отцы писали, что 40 дней поста мы храним в подражание нашему Божественному Учителю. Богослужения святой Четыредесятницы направлены на то, чтобы обратить людей к покаянию и исправлению.
Богослужения Страстной седмицы посвящены воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, смерти и погребения. Пост Страстной седмицы установлен по заповеди Спасителя: «придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Лк.5:35). В «Апостольских постановлениях» говорится: «Он Сам заповедал нам поститься в эти шесть дней по причине нечестия и беззакония иудеев, повелев сетовать о них и плакать о погибели их; ибо и Сам проливал слезы о них, не узнавших времени посещения своего» (Кн. 5.15).

Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью и продолжительностью богослужений.
Первые четыре дня (понедельник, вторник, среда, четверг) за вечерним богослужением читается Великий покаянный канон Святого Андрея Критского.Назван он великим, во-первых, по множеству заключенных в нем мыслей и воспоминаний, а во-вторых, по количеству тропарей, входящих в него - 250 тропарей (в обычном каноне около 30). Также этот канон полностью прочитывается за вечерним богослужением в среду 5-й седмицы поста.
Значение и цель Великого канона состоит в том, чтобы явить осознание греха и тем самым привести людей к покаянию.
В субботу первой седмицы Великого поста установлено празднование в честь святого Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста.
Император Юлиан Отступник (361—363), желая оскорбить верующих (согласно Деян.15:29, христианам предписано «воздерживаться от идоложертвенного и крови») приказал градоначальнику Константинополя в первую неделю Великого поста окроплять еду, продаваемую на городских рынках, идоложертвенной кровью. В это время в 362 году во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию явился Феодор Тирон и предупредил его о замысле императора. Святой повелел употреблять в эти дни в пищу коливо (отваренные зерна пшеницы с медом).
В память об этом событии в навечерие субботы (в пятницу) после Литургии Преждеосвященных Даров читается молебный канон великомученику Феодору (составлен Иоанном Дамаскиным и происходит благословение колива и раздача его верующим. Данное празднование в честь Феодора Тирона описано уже константинопольским патриархом Нектарием (381—397).
 

Масленица — приближение к Посту


с 11 марта по 16 марта 2024 год


Масленица – это народное название Сырной (или Мясопустной) недели, которая предшествует ежегодному Великому посту, который в свою очередь готовит верующих к Пасхе. Слово «Масленица» говорит нам о том, что в эту неделю принято употреблять в пищу молоко, молочные продукты, яйца. Мясо в этот период уже исключается из рациона православного человека.
По учению Церкви, эти дни посвящены вспоминанию Страшного суда. Однако о Страшном суде и Великом посте кроме Церкви почему-то никто не говорит.
Получается, что масленица — время раздумий о Страшном Суде. В это время необходимо вспомнить о смысле человеческого существования, о начале и конце человеческой истории. И Церковь помогает нам, установив для этого особое время. В эти дни мы представляем себе последние времена, когда после неизбежных тяжелых испытаний всего человечества, придет конец истории, а затем — второе пришествие Господа Иисуса Христа.
Итак, если Церковь установила, что воспоминание о Страшном Суде совершается именно перед Великим постом, то верующие должны думать о последних днях мира, которые наступят в будущем.

А.П. Чехов
О БРЕННОСТИ
Надворный советник Семен Петрович Подтыкин сел за стол, покрыл свою грудь салфеткой и, сгорая нетерпением, стал ожидать того момента, когда начнут подавать блины… Перед ним, как перед полководцем, осматривающим поле битвы, расстилалась целая картина… Посреди стола, вытянувшись во фронт, стояли стройные бутылки. Тут были три сорта водок, киевская наливка, шатолароз, рейнвейн и даже пузатый сосуд с произведением отцов бенедиктинцев. Вокруг напитков в художественном беспорядке теснились сельди с горчичным соусом, кильки, сметана, зернистая икра (3 руб. 40 коп. за фунт), свежая семга и проч. Подтыкин глядел на всё это и жадно глотал слюнки… Глаза его подернулись маслом, лицо покривило сладострастьем…
— Ну, можно ли так долго? — поморщился он, обращаясь к жене. — Скорее, Катя!
Но вот, наконец, показалась кухарка с блинами… Семен Петрович, рискуя ожечь пальцы, схватил два верхних, самых горячих блина и аппетитно шлепнул их на свою тарелку. Блины были поджаристые, пористые, пухлые, как плечо купеческой дочки… Подтыкин приятно улыбнулся, икнул от восторга и облил их горячим маслом. Засим, как бы разжигая свой аппетит и наслаждаясь предвкушением, он медленно, с расстановкой обмазал их икрой. Места, на которые не попала икра, он облил сметаной… Оставалось теперь только есть, не правда ли? Но нет!.. Подтыкин взглянул на дела рук своих и не удовлетворился… Подумав немного, он положил на блины самый жирный кусок семги, кильку и сардинку, потом уж, млея и задыхаясь, свернул оба блина в трубку, с чувством выпил рюмку водки, крякнул, раскрыл рот…
Но тут его хватил апоплексический удар
 

Неделя о страшном суде

Седмица с 10 марта - 16 марта 2024 года

Последняя (третья) подготовительная седмица перед началом Великого поста называется мясопустной, сырной или в народе - масленицей. Славянский термин «мясопуст» происходит от греч. апокрэос, лат. carnis privium – лишение мяса. С этой недели прекращается вкушение мяса. На западе этому термину соответствует слово «карнавал» от латинского carne и vale, буквально – "прощай, мясо!"

У православных христиан – этот период длится ровно неделю. В эту седмицу среда и пятница не постные, но уже нельзя есть мясо; но молоко, яйца, рыбу, сыр, масло и все другое можно. Поскольку в эти дни уже существует запрет на употребление мясных продуктов, блины стали традиционным символом праздничной пищи в "сырную неделю", как куличи и пасха в праздник Воскресения Христова.

Эта седмица является последней ступенью подготовки к Великому посту. В среду и пятницу уже не совершается Божественная литургия, уже отменяются венчания, и начинается чтение покаянной молитвы Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» с коленопреклонениями. Эта молитва читается в период всего Великого поста до Страстной Среды.

В народе данная седмица именуется «Масленицей». Масленица - это языческий праздник, не имеющий никакого отношения к христианству. Издревле у язычников данный праздник означал проводы зимы. После крещения Руси Церковь для того, чтобы укрепить в сознании людей понимание необходимости наступающего периода воздержания и подготовки к нему связала данный праздник с отказом от мяса и телесной подготовкой к предстоящему посту.
Воскресенье, предшествующее этой седмице, называется Неделей о Страшном суде, так как на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф. 25, 31-46), и оно посвящено воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде.
Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.И пойдут сии в му́ку вечную, а праведники в жизнь вечную.
Это напоминание необходимо для того, чтобы люди не относились беспечно к своей жизни и спасению, надеясь только на милосердие Божие. Потому что Господь милосерд, но и праведный Судья. После смерти каждый из нас предстанет пред Господом, и о каждом будет вынесен частный суд. Но в конце истории Суду Божию предстанет весь род человеческий, и здесь будет явлена великая и абсолютная Божественная справедливость. Господь произведет свой суд преимущественно по делам милосердия, возможным одинаково для всех. Чувствовать боль другого человека и действенно, участливо отзываться на нее — вот чего ожидает от нас Отец наш Небесный и вот о чем спросит Он нас на Своем Страшном и справедливом суде.

В своих песнопениях Церковь стремится обратить внимание людей на свою греховность и задуматься о своем спасении. Святитель Филарет, Митрополит Московский, в одной из своих проповедей, говорил: "Помни, человек, Господь для того тебе не открывает заранее картину Своего последнего Суда, чтоб пока еще не поздно, ты перебежал бы с левой стороны на правую".
Одним из красочных песнопений данного дня является седален:

Помышляю день страшный, и плачуся деяний моих лукавых: како отвещаю безсмертному Царю? Или коим же дерзновением воззрю на Судию блудный аз? Благоутробный Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя.
Перевод:
Помышляю о дне страшноми оплакиваю злые мои деяния.Как я дам ответ Бессмертному Царю?Или как дерзну я, блудный, взглянуть на Судию?Милосердный Отче, Сын Единородныйи Дух Святой, помилуй меня!
И в виду напоминания этого события накануне этого дня в субботу Святая Церковь установила молиться не только за живых ее членов, но и за всех от века почивших православных христианах в надежде воскресения и жизни вечной. Поэтому эта суббота также именуется Вселенской родительской мясопустной субботой.
Поминовение усопших в этот день и приближающееся время поста взаимосвязано, т. к. христианство есть религия любви. В молитве за yмеpших Церковь главным образом высказывает свою любовь. Мы просим Бога помиловать тех, кого мы вспоминаем, а мы помним их, потому что мы их любим. Молясь за них, мы встречаемся с ними во Христе, Который - сама Любовь и Который победил смерть, эту наивысшую степень разобщения и pазлyки.
Установление вселенской родительской субботы перед седмицей мясопустной восходит к преданию апостольскому, что подтверждается Уставом Святой Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнейшего предания, и обычаем древних христиан собираться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство IV века (святой Иоанн Златоуст в Словах 62-м и 18-м).

Завершается масленичная неделя Прощеным воскресеньем, когда верующие просят друг у друга прощения за все, чем могли обидеть, а в храмах после вечернего богослужения совершается особый церковный чин прощения. Во время этого чина священнослужители и прихожане взаимно просят прощения друг у друга, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

 

НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ

Седмица с 3 марта - 9 марта 2024 года

Неделя о блудном сыне – второй воскресный день подготовительных недель к Великому посту. Название этого воскресенья происходит от евангельской притчи, которая читается за Божественной литургией в этот день.

«Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.» (Лк. 15: 11-32).
В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном - кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары.
Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.
Чтобы живее напомнить христианам об удалении их от Отечества Небесного и рабстве греху, Церковь после псалмов полиелейных (на Всенощном бдении накануне воскресного дня) поет 136 псалом, петый евреями в плену вавилонском.

Слова этого псалма по отношению к нам внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству, Небесному Царствию.

На река’х Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. Аллилуиа.
На вербиих посреде его обесихом орга’ны наша.
Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении.
Воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.
Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.
Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль, глаголющия: истощайте, истощайте до оснований его.
Дщи Вавилоня окаянная. Блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам.
Блажен иже имет, и разбиет младенцы твоя о камень. Аллилуиа.

Перевод:
У рек Вавилона там мы сели и заплакали, когда вспомнилось нам о Сионе. Аллилуиа.
На ивах посреди него повесили мы орга’ны наши.
Ибо там спросили нас пленившие нас о словах песен и уведшие нас – о пении.
"Пропойте нам из песен Сионских". Как споём мы песнь Господню на земле чужой?
Если забуду тебя, Иерусалим, пусть забыта будет десница моя.
Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если не вспомню тебя, если не поставлю Иерусалима в начале веселья моего.
Вспомни, Господи, сынов Эдома в день Иерусалима, говорящих: "Разрушайте, разрушайте до основания его".
Дочь Вавилона злосчастная, блажен, кто воздаст тебе возмездие твоё, которым ты воздала нам.
Блажен, кто схватит и разобьёт младенцев твоих о камень. Аллилуиа.


 

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ

Седмица с 25 февраля - 2 марта 2024 года


Неделя о мытаре и фарисее – первый воскресный день, с которого начинается приготовление верующих к началу Великого поста. Название этого воскресенья происходит от Евангельской притчи, которая читается за Божественной литургией в этот день.

«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 9-14).

Фарисеи между Иудеями составляли древнюю и знаменитую секту; хвалились знанием и исполнением закона. Отличались тщательным исполнением внешних обрядов и особенно крайним лицемерием. Они почитались за добродетельных праведников, и по видимой святости жизни отличными от прочих людей. Фарисейство стало синонимом лицемерия, двуличности, ханжества.

Мы́тари это сборщики налогов, очень часто позволявшие себе беззаконие, бравшие много сверх того, что им полагалось (собственно, на этом и держалось налоговое дело в те времена), да еще находившиеся на службе у оккупационных властей — у язычников, иноземцев. Земная власть — власть римского наместника — давала преимущество мытарям. И в повседневной жизни, порядочные люди, которым не нужно было чужого, которые не согрешили воровством или блудом, немало терпели от мытарей.

Поскольку главное оружие для завоевания добродетели — это покаяние и смирение, а препятствие к достохвальному смирению — гордость и превозношение, то Церковь прежде всего предлагает нам для размышления нынешнюю притчу из Божественного Евангелия.

Пример фарисея призывает избавиться от страсти гордости и высокомерия, пример мытаря — приобрести противоположные этой страсти - покаяние и смирение.

Церковь внушает готовящимся к посту, подвигу и молитве, что исполнением того, что положено по Уставу, хвалиться не должно. И молитва, и пост святы и спасительны только тогда, когда не омрачены самолюбованием и превозношением. Кто любуется и хвалится своими делами, тот не ведает или забывает, что мы своими силами без помощи Божьей не можем исполнить всего закона и, следовательно, сделаться правыми перед Богом, и само исполнение есть не заслуга, а наш долг.
«Ибо всякий, возносящий себя, смирён будет, а смиряющий себя вознесён будет». Не сам смирится или вознесется, а будет смирен или вознесен. Кем? Конечно, Богом. Наше спасение совершается в соработничестве с Богом. Бог может всё, он и делает за нас почти всё. Но от нас тоже требуется действие, требуется усилие. Каково будет это действие, на что будет направлено усилие – зависит опять-таки от нас. Если на превозношение – то ответным действием Господа будет наше уничижение. А если мы смирим сами себя – то это означает, что Господь вознесет нас.
Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие, только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни.
С этой недели (субботы вечера) до пятой недели Великого Поста (в 2024 году последний раз исполняется на богослужении 20-го апреля) за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери» …
Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче, / утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, / храм носяй телесный весь осквернен: / но яко щедр, очисти / благоутробною Твоею милостию.
На спасения стези настави мя Богородице, / студными бо окалях душу грехми, / и в лености все житие мое иждих: / но Твоими молитвами / избави мя от всякия нечистоты.
Помилуй мя Боже, / по велицей милости Твоей, / и по множеству щедрот Твоих, / очисти беззаконие мое.
Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, / трепещу страшнаго дне суднаго: / но надеяся на милость благоутробия Твоего, / яко Давид вопию Ти: / помилуй мя Боже / по велицей Твоей милости.
Перевод:
Покаяния врата / отверзи мне, Податель жизни, / ибо с рассвета стремится дух мой / ко храму святому Твоему, / нося весь оскверненный телесный храм. / Но Ты, как сострадательный, очисти его / благосердною Твоею милостью.
На пути спасения / направь меня, Богородица / ибо постыдными грехами я душу запятнал / и легкомысленно растратил всю жизнь мою. / Но Твоими молитвами / избавь меня от всякой нечистоты.
Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей / и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие мое.
О множестве соделанных мною согрешений тяжких размышляя, / я, несчастный, трепещу пред страшным днем суда. / Но, надеясь на милость благосердия Твоего, / как Давид взываю Тебе: / "Помилуй меня, Боже, / по великой Твоей милости!"

Предостерегая от фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни, Церковь намеренно отменяет на предстоящей неделе пост в среду и пятницу.