10 февраля

Неделя 37-я по Пятидесятнице

От Луки 19: 1-10

1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Священник Федор Людоговский

Чтение о Закхее в Евангелии от Луки следует непосредственно за сюжетом об исцеленном слепце, который мы слышали в прошлое воскресенье. Однако между двумя этими фрагментами лежит важный в литургическом отношении водораздел: в то время как чтение в 31-е воскресенье после Пятидесятницы (рассказ об иерихонском слепце) действительно зависит от дня прошлогодней Пятидесятницы и дальше –Пасхи, чтение о Закхее, хоть и надписывается 32-м воскресеньем по Пятидесятнице, на деле связано не с предыдущей, а с наступающей Пасхой. Иначе говоря, когда мы слышим в храме повествование о Закхее, это значит, что через четыре недели начнется Великий пост.

Великий пост – как известно, время покаяния. И история Закхея – именно об этом. В нашей повседневной церковной жизни мы почти не различаем исповедь и покаяние. Но Спаситель не беседовал с Закхеем один на один, не накрывал его епитрахилью, не читал никакой разрешительной молитвы. Исповеди не было – а покаяние совершилось. Совершилась перемена в жизни, в сознании, в намерениях и в делах.

Именно это изменение драгоценно в очах Божьих. Об этом – всё Евангелие: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» Покайтесь, изменитесь внутренне, устремитесь ввысь! Да, те греховные дела, которые остались в нашем прошлом, то зло, которое мы причинили ближним, – всего этого часто уже не исправить. Но любой человек может начать жизнь с чистого листа – и прежние проступки и грехи не вменятся ему в вину. Такова сила покаяния.

Верно и обратное: человек может совершать сколько угодно добрых поступков. Но если при этом нет никакого движения вперед и выше, нет никакого внутреннего изменения, если с течением времени человек привыкает к своей правильности и начинает поглядывать свысока на окружающих его людей – тогда мы имеем дело с одним из тех праведников, которых столь беспощадно обличал Спаситель. Если использовать язык математики, то состояние нашей души, степень нашей близости к Богу определяется не интегралом – суммой добрых или же злых дел, а дифференциалом, производной – тем, куда мы движемся в данный момент: вверх – или вниз.

Закхей, как сообщает евангелист, был небольшого роста. Может быть, это породило в его душе комплекс неполноценности. Может быть, он был мнителен и раздражителен. Мы ничего не знаем о его характере. Более того: мы ничего не знаем – и это остается поистине тайной души этого человека! – почему Закхей так захотел увидеть Иисуса. Но он захотел этого страстно! И вот, забыв о своем начальственном положении, пусть и среди презираемых людей, он, как мальчишка, лезет на смоковницу – ведь мимо нее, как хорошо было известно Закхею, должен был пройти Иисус.

Так Закхей начинает свое движение вверх. Это движение непостижимым для нас образом зародилось в его сердце, далее оно продолжилось предельно буквально – он взбирается на высоту, чтобы подняться над толпой. Конечно, он не остался на дереве, он спустился вниз – но его желание исполнилось, он увидел Учителя, и путь к новой жизни уже открылся Закхею.

Говоря об этом евангельском сюжете, мы имеем в виду прежде всего его чтение на воскресной литургии. Однако этот же фрагмент используется еще в двух ситуациях – в «Чине благословения нового дома» и во время соборования.

Закхей не звал к себе Иисуса. Наоборот, Он сам повелительно сказал: «Сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Богочеловек вошел в жилище Закхея – и жизнь начальника мытарей переменилась. Такая перемена происходит в жизни каждого человека, принимающего крещение. А благословение дома призвано помогать нам и напоминать об этом однажды случившемся (но ежедневно требующем подтверждения на деле) благодатном изменении нашей души.

Причины, почему рассказ Закхее читается в качестве одного из семи евангелий во время соборования, – менее очевидны. Казалось бы, никакого врачевания здесь не описывается, мы не наблюдаем никакого чуда, подобного исцелению слепорожденного или расслабленного. Но ведь тело, как мы хорошо знаем, находится в тесном соединении с душой. И в чине елеопомазания мы молимся не только о телесном здравии, но о нашем исцелении от душевных страстей, о прощении грехов. И случай с Закхеем – яркий пример такого прощения и исцеления.

 

3 февраля

Неделя 36-я по Пятидесятнице

От Луки, глава 18

35 Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,

36 и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?

37 Ему сказали, что Иисус Назорей идет.

38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.

40 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:

41 чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.

42 Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.

43 И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.

Протоиерей Павел Великанов

Евангельский эпизод об исцелении слепого Вартимея, который мы только что слышали, очень трогательный. Почему? Давайте вслушаемся в текст.

Итак, откуда выходит Иисус? Из Иерихона. Это легендарный библейский город, который первым захватили евреи в земле обетованной при явной помощи Бога – благодаря тому, что неприступные стены города рухнули чудесным образом. Иерихон располагался в цветущей долине, окружённый горами, и неспроста также именовался «городом пальм» – которых там было в изобилии. Здесь же находились производства бальзама – целебной ароматической смолы, которую давало бальзамное дерево, произраставшее именно здесь. Этот бальзам был весьма дорогим лекарственным средством и поэтому составлял одну из значительных статей государственного дохода – как об этом пишет Иосиф Флавий в «Иудейских Древностях». Неудивительно, что здесь же находилось и немало сборщиков податей – один из которых – Левий Матфей – стал учеником Христа.

Одним словом, Иерихон времен Христа – это процветающий экономический центр Иудеи. И вот сюда приходит Иисус – вокруг Которого кружатся невероятные слухи, и воздух напоён ожиданием – уж не Он ли и есть долгожданный Мошиах, Мессия? Пребывание Иисуса в Иерихоне ещё больше разогрело народ – и вот, Он выходит из города, направляясь в Иерусалим. По дороге ученики затевают спор, кто из них займёт какой пост в новом правительстве Мессии. То есть – окружающие совершенно убеждены в том, что Иисус идёт в Иерусалим, чтобы объявить Себя Мессией и Царём Израиля, изгнать ненавистных римлян – и открыть Мессианскую эпоху.

У людей внутри всё клокочет: ну неужели, наконец-то, это случится? И тут вдруг – с трудом различимый среди шума толпы голос несчастного слепца. Совершенно неуместно. Не вовремя. Не о том, о чем все сейчас говорят. Да мало ли каких вокруг слепцов? Его заставляют замолчать – а он, напротив, ещё громче начинает уже кричать и просить.

Тогда Иисус останавливается – а вместе с Ним и вся толпа – и просит привести слепца к Себе. Ключевой вопрос: «Чего ты хочешь от Меня?» – «Прозреть!» – «Иди, вера твоя спасла тебя!» – и жизнь слепца совершает крутой поворот.

О чем сегодняшнее чтение? Оно не только о том, что для Бога – мелочей не существует, любой, даже самый никудышный с нашей точки зрения человек для Него – драгоценный камень, любимый и желанный. Сегодняшнее Евангелие ещё и о том, как важно часто задавать себе вопрос: чего я хочу от Бога? Вот представьте себе: вам даётся уникальная возможность непосредственно, лицом к лицу, одной фразой озвучить Богу, что вы хотите самого главного? Как, получилось сформулировать? Почему так сложно? Да потому, что все наши подлинные


желания – всегда сбываются. Подлинные – это не теоретические «хорошо было бы, если бы…» и так далее. Подлинные – это те, которые пропитаны верой: то есть мы уже предвкушаем то,


как мы будем жить, когда они исполнятся. Кто очень сильно чего-то желает – уже частью своей души живёт в желаемом – и это есть – действенная вера. Вартимей, ещё будучи обречённым на слепоту, уже понимал, как он будет жить, когда прозреет – и верил в это. Вот почему и услышал: «вера твоя спасла тебя!»

И теперь – самое болезненное: а мы на самом деле готовы к исполнению нашего самого главного желания? Или это желание – всего лишь хитрое прикрытие для того, чтобы жить совершенно другим?

Помоги же нам, Господи, научиться быть предельно честными в общении с Тобой!

 

27 января

Неделя 35-я по Пятидесятнице


От Луки, глава 18

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

Протоиерей Андрей Дудченко

Сегодняшнее евангельское чтение о столь важном вопросе одного богатого юноши часто «проходит мимо» нас, потому что большинство читающих и слушающих его считают, что данный отрывок к ним не относится.

В самом деле, когда мы слышим слова Иисуса о том, что «трудно богатому войти в Царство Божие», так что даже «легче верблюду пройти сквозь игольные уши», то воспринимаем это как нечто абстрактное или как сказанное о ком-то другом, но не о нас.

Действительно, большинство прихожан православных храмов, как и большинство священнослужителей — люди небогатые (да-да, именно так! Зажиточные священники составляют совсем небольшой процент от общего числа духовенства, а большинство сельских священнослужителей едва сводят концы с концами!).

Однако попробуем внимательно вслушаться и вдуматься в сегодняшнее Евангелие.

К Иисусу подходит богатый молодой человек, некто из «начальствующих». Деньги + власть, да еще в молодом возрасте — сильное искушение. Мало кому удается устоять в простоте и не превозноситься, обладая богатством и властью. И вот, этот юноша спрашивает: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?». Тут нам следует остановиться подробнее.

Что такое жизнь вечная? Часто сегодняшние слушатели Евангелия понимают под этим «загробную жизнь». В обыденном представлении, мы умрем и отправимся к Богу на небеса — если, разумеется, будем жить праведно. Но благая весть Иисуса Христа, как и представления Его слушателей, иудеев первого века — не об этом. И по иудейским верованиям, и по учению Иисуса, нас ждет не «загробная жизнь», но воскресение и жизнь в обновленном теле на обновленной земле. Загробная жизнь — это только временное явление, ожидание того, что будет после, когда Царство Бога, наконец, в полноте будет установлено во всей вселенной.

Иудеи первого века страстно ожидали, что Бог, наконец, вмешается в историю и исполнит то, что давно предрекали пророки: пошлет Мессию, который установит свою власть, освободит Израиль навеки от порабощения и приведет в подчинение Израилю все народы. Иисус провозглашает, что Царство Божие уже приблизилось, и приглашает всех уже здесь и сейчас жить жизнью этого Царства.

«Жизнь вечная» — это не выход за рамки пространства и времени в некую блаженную вечность духовного мира, но творческая и активная жизнь в Царстве Божием на обновленной земле, когда Небеса соединятся с землей и мы будем царствовать вместе с Христом. Но такая жизнь, по проповеди Иисуса и апостолов, начинается уже сегодня. Речь не о внешней характеристике, не о временной протяженности, но о качественном содержании жизни. Так что, для того чтобы обрести «жизнь вечную», надо этой вечной жизнью жить уже сегодня.

К такой жизни оказывается не готов богатый юноша. На его вопрос Иисус, прежде всего, говорит: «Соблюди заповеди», и перечисляет их, начиная с той, которая чаще всего осознанно нарушается людьми: «Не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою». Примечательно, что из десяти заповедей Закона здесь перечислена ровно половина, и все они касаются наших отношений к ближним. Как и в притче о Суде, Господь Иисус подчеркивает, что именно по нашему отношению к ближнему проверяется то, как мы на самом деле относимся к Богу. Если Его заповеди для нас имеют значение, то мы будем исполнять их все — чтить Бога и с уважением, милосердием и помощью относиться к каждому ближнему.

Юноша возражает: «Все это сохранил я от юности моей». Что ж, не все могут похвастаться таким. Но порой наше благочестие становится для нас поводом к похвальбе, к ощущению собственного превосходства перед другими, не такими «праведными». И вот, Иисус показывает путь совершенства: «Еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною».

Мы знаем из книги Деяний, что именно так поступали первые христиане: продавали свои имения и отдавали средства церковной общине, которая расходовала их на помощь бедным. Но уже в следующих поколениях христиан такая максима перестала быть общепринятой. Позже таким путем шли монахи, но снова же, спустя время, монахи и монастыри становились богатыми владельцами. Здесь мы видим общее «снижение градуса» христианской жизни в течение истории.

Чего же требует на самом деле Иисус от богатого юноши? Как мы сказали выше, Царство Божие таково, что жить в нем можно и нужно уже сегодня. Всё, что нам дано и чем мы обладаем, можно обратить на служение этому Царству. Равно и наоборот: любое хорошее само по себе дело или дарование можно превратить в идолопоклонство. Можно с помощью богатства служить бедным, а можно, наоборот, служить богатству и всех остальных воспринимать в контексте обогащения: как рабочую силу, должников, кредиторов и прочее.

Мы сказали, что часто воспринимаем данный евангельский отрывок как не имеющий к нам прямого отношения. Но на самом деле здесь — прямой урок для нас. Все, что мы имеем в этом мире — это не наша собственность, но дар Творца. И все это можно обратить для служения Богу — прежде всего, через служение и помощь ближнему. Богат не тот, у кого много есть.

Как часто человек не может остановиться в своих желаниях обладать земными благами, и достигая чего-то, хочет еще и еще больше. На самом деле — это механизм самозащиты у тех, кто не имеет настоящей цели жизни и глубины: получив результат и достигнув определенного уровня богатства или власти, человек оказывается перед зияющей бездной пустоты и бессмысленности существования, и дабы избежать этого и жить, полагает новые цели — обладать еще большим, получить еще большую власть…

На самом же деле богат не тот, у кого много есть, но кто довольствуется тем, что ему дает Бог. Настоящее сокровище и роскошь — это иметь время для общения с семьей и детьми, для молитвы и чтения, прогулок и музыки… видеть красоту мира вокруг и поднимать взор к Небу. А Бог дает нам, как правило, столько, что мы можем часть этого уделять другим. Помощь друг другу — неотъемлемая сторона нашей христианской жизни. Без этого вся наша «духовность» вырождается в фарисейское самодовольство. Ведь и в Царство Божие нас приглашают не как одиночек, достигших «личного спасения», но как сынов и дочерей единой Божией семьи, как братьев и сестер Господа нашего Иисуса Христа.

И если мы знаем, что Иисус Христос уже царствует с Отцом не только на небесах, но и на земле (хотя эта Его власть еще не явна для всех людей), то разве не через нас Он намерен проявить Свою власть над миром? Мы можем и призваны стать теми, через кого Его любовь и милосердие будут явлены миру. Аминь.

 

20 января

Неделя 34-я по Пятидесятнице

По Богоявлении

От Матфея, глава 4

12 Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею

13 и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых,

14 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит:

15 земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая,

16 народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17 С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.


Митрополит Антоний Сурожский

Неделя по Богоявлении: покаяние в том, чтобы обернуться лицом к Богу.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Первые слова проповеди Христовой мы слышали сегодня в Евангелии: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие… Обыкновенно мы думаем о покаянии как о скорбном состоянии, когда мы вспоминаем то зло, которое сотворили, тот грех, которым жили, все наши собственные неправды, и с сокрушенным сердцем, с болью в душе обращаемся к Богу о прощении, об исцелении.

Но не в этом покаяние, или не только в этом. Покаяние заключается раньше всего в том, чтобы лицом обернуться к Богу; это переворот в жизни, это момент, когда, прожив, может быть, долгое время в отдалении от Бога, глядя во все стороны только чтобы Его не увидеть, только чтобы не встретиться глазами с Его взором, мы вдруг понимаем, что только в Нем мы можем получить ту полноту, которую ищем. И это не значит, что все остальное отойдет, что остального не будет; Господь, Который нам сказал: Ищите прежде всего Царствия Божия, прибавляет: и всё остальное приложится вам.

Но покаяние начинается тогда, когда, блуждав во все стороны, мы вдруг решаем встать лицом к лицу с Богом, заглянуть в Его очи и жить перед Ним, потому что приблизилось Царство Божие, потому что Господь среди нас, потому что мы все опытно знаем, что только в любви, которая горит в наших сердцах, в любви, которой горят сердца вокруг нас, может быть жизнь и полнота и радость.

И вот к какому покаянию нас зовет Господь: Поймите, что Царство Божие, Царство любви вот тут, что не надо ждать, когда оно придет, что оно здесь, если только мы захотим ему приобщиться. Но для этого надо идти к Богу, надо жить перед Его очами, надо глядеть Ему в лицо. И тогда от Него мы можем научиться той любви, от которой вырастает Царство Божие на земле. Вот Его первые слова: покайтесь, обернитесь к Богу, взгляните на Него: Он пламенеющая, ласковая, спасающая любовь, Он — радость, переливающаяся через край; только в этом Царство Божие, только в этом жизнь земная, достойная человека, способная его заполнить ликованием и смыслом!

Начнем же сегодня, услышав слово Божие, с того, к чему Он зовет: обернемся к Нему лицом, узнаем, что такое это торжество и радость любви, и дадим всю любовь нашего сердца каждому, и откроем наше сердце каждому, чтобы и он мог нас полюбить в ответ на предложенную любовь.

 

13 января

Неделя 33-я по Пятидесятнице

Неделя по Рождестве Христовом

От Матфея, глава 2

13 Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,

15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:

18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте

20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские

23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Митрополит Иларион Алфеев

"Безумен муж рече: несть Бог"

Сегодня, в неделю по Рождестве Христовом, мы слышим евангельский рассказ о бегстве Иосифа и Пресвятой Девы с младенцем Иисусом в Египет (Мф. 1:18–25). В этом рассказе, помимо Иосифа, Марии и Иисуса, есть еще одно действующее лицо – царь Ирод. Именно от его гнева Святое Семейство бежало в Египет, именно он стал виновником гибели тысяч неповинных младенцев.

Первая мысль, которая пришла в голову Ироду, когда он услышал о рождении в Вифлееме Царя иудейского, – что этот Царь может покуситься на его власть. Чтобы избавиться от этой опасности, Ирод призывает умертвить всех младенцев от двух лет и ниже в Вифлееме и его окрестностях. Об этом в богослужебных текстах Православной Церкви говорится: «Безумен муж рече: несть Бог. Иже неистовства исполнився конечнаго, христоубийством недугует, разума же дерзостию отпад, ко убиению младенец неискусозлобных всего себе вооружи, и землю осквернив кровьми». Здесь указана главная причина безумия Ирода – для него «несть Бог». Иначе говоря, вся жизнь этого человека проходила только в земной перспективе. Для него не существовало Бога, он не боялся Его, поэтому для достижения земных целей он не останавливался ни перед чем, даже перед страшным злодейством. Об Ироде известно, что он был человеком болезненно подозрительным, и эту подозрительность рождала и питала его страсть к власти. Он умертвил не только вифлеемских младенцев, но и многих преданных слуг и даже собственную жену и сыновей: всех их он подозревал в заговоре. Этот иудейский царек I века вошел в историю как безумец, который воле Божией противопоставил свои амбиции, свое стремление во что бы то ни стало удержаться на царском престоле.

Но вот мы видим другого человека, Иосифа. Евангелие говорит о нем очень мало. Когда он был уже обручен с Марией, внезапно обнаружилось, что «Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же муж ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее». За этими двумя-тремя фразами евангелиста об Иосифе стоит личная драма человека. Несомненно, Иосиф был праведен. Но что мог подумать этот человек о своей жене – Той, Которую он, как говорится в богослужебных текстах, «взял… от рук священников из храма» и от Которой ожидал лишь самого лучшего и светлого, и вдруг узнал, что Она беременна. Но во сне ему является ангел и говорит о Марии, что «родившееся в Ней есть от Духа Святого». И Иосиф тотчас перестраивает весь свой образ мыслей, весь свой образ жизни. С этого момента жизнь его целиком посвящена Марии и Младенцу, Который не его сын, но Сын Божий. И ради того, чтобы сохранить девство Марии, – ибо мы веруем, что Мария осталась Девой и в браке Своем, и мы исповедуем Ее приснодевство, – ради того, чтобы сохранить жизнь Младенца, Иосиф берет на себя роль главы семейства. Они бегут от гнева Ирода в Египет, и Иосиф охраняет и защищает Марию и Младенца. Позже, узнав о смерти нечестивого царя, они возвращаются в Иудею и поселяются в пределах вифлеемских.

Таким образом, в прочитанном евангельском отрывке перед нами два примера. Один человек живет без Бога, для него не существует ничего, кроме его эгоистичных устремлений и желания во что бы то ни стало удержать все, чем он в этом мире обладает. Другой человек готов отречься от всего и принести в жертву даже свою жизнь за Младенца Христа.

Священное Писание говорит нам, что у каждого из нас есть выбор: избрать путь жизни или путь смерти, путь верности Богу или путь отречения от Него. «Жизнь и смерть предложил я тебе, – говорится во Второзаконии, – благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Втор. 30:19). Перед таким выбором иногда оказываются и целые народы. Народ иудейский стоял перед лицом Христа. Он мог принять Его как своего Спасителя, а мог отвергнуть. И он отверг Его. Но и каждый конкретный человек, каждая душа человеческая часто стоит перед выбором, пожертвовать ли собою, посвятить ли себя Христу или жить так, будто Бога и вовсе не существует. Миллионы людей оказываются перед подобным выбором, и одни избирают жизнь, а другие смерть. Скоро, в преддверии Великого поста мы услышим притчу Иисуса о Страшном суде, о том, как Господь отделяет «овец» от «козлищ» и одни наследуют Царство Божие, а другие – «геенну огненную». Будем помнить, что разделение на «овец» и «козлищ» происходит уже в земной жизни. Страшный суд начинается уже здесь. И выбор делаем мы сами. Не столько Господь будет определять, идти ли нам в жизнь в вечную или в муку вечную, сколько мы сами определяем свою судьбу, когда избираем жизнь или смерть, благословение или проклятие.