14 апреля 2019 г.

5-я Неделя Великого поста

Преподобной Марии Египетской

От Марка X, 32-45

32 Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. __ Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что' будет с Ним:

33 вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам,

34 и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет.

35 Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим.

36 Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам?

37 Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей.

38 Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?

39 Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься;

40 а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано.

41 И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна.

42 Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими.

43Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бо'льшим между вами, да будет вам слугою;

44и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.

45Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Священник Феодор Людоговский

Читая Евангелие, мы уже заранее знаем: оно – о Спасителе, о Мессии, о Христе, о Сыне Божьем, о Богочеловеке – о Боге. И для большинства читателей человечество Иисуса отодвигается на задний план, а на первом оказывается Его Божественная природа, проявляющаяся в необычном рождении, в чудесах, в победе над смертью и вознесении к Отцу.

И не так уж много мест мы можем припомнить в Евангелии, где Иисус показан прежде всего как человек. К их числу относят брак в Кане Галилейской (Ин 2:1–11), где Иисуса по-дружески позвали на семейное торжество. В этом же качестве часто вспоминают воскрешение Лазаря – там, как мы помним, Иисус прослезился, скорбя об умершем друге (Ин 11:35). Но сегодняшнее чтение, как кажется, гораздо более ярко и явно открывает нам человеческую драму Богочеловека.

Вслушаемся, вчитаемся в эти строки. «Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет».

Учитель говорит это ученикам, ближайшим друзьям, разделявшим с Ним все тяготы жизни бродячего проповедника. Что можно было ожидать услышать от них в ответ на эти слова? Возгласы горя, скорби, непонимания; затем – расспросы, утешения; затем – попытки что-то придумать, чтобы избежать подобного поворота событий. И всё это действительно бывало (см., например, Мф 16:21–23). Но что происходит на сей раз?

«…Дай нам, – говорят ученики, друзья, – сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей». Т. е. Он им: «Я скоро умру». Они: «Ты умрешь, ладно, может, даже и воскреснешь, но всё это как-нибудь потом, а сейчас это совсем не важно. А вот что действительно важно, послушай: когда Ты наконец воцаришься, пообещай нам тогда сесть одному по правую руку от Тебя, а другому по левую».

И когда мы читаем это, то очень остро понимаем: Иисус, постоянно находившийся среди толпы, был одинок. Его не понимали ни родственники, ни друзья. Он, как и все люди, испытывал порой потребность раскрыть душу другому человеку – но не было рядом таких людей, которые вполне бы поняли Его.

В сходном положении хотя бы раз в жизни оказывался, вероятно, и любой человек: вокруг тебя – хорошие, добрые люди, но они говорят совершенно не то, они не слышат тебя, а их попытки утешить причиняют лишь еще большие душевные муки. И когда мы окажемся в такой ситуации, будем помнить: Христос прошел и через это тоже, и у нас нет права упрекать Его в том, что Он оставил нас.

Вернемся к Евангелию. В ответ на странную и совершенно неуместную просьбу апостолов Христос начинает растолковывать им, что может Он сделать и чего не может. Это слышат остальные десять – и начинается всеобщее возмущение: чем эти двое лучше нас? – Картина совершенно безобразная! Учитель продолжает говорить, но слышат ли Его апостолы? «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, – говорит Он как будто бы уже самому Себе, – но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих».

Когда кончается Великий пост? Тут нет однозначного ответа. С какой-то точки зрения, последний день поста – это Великая среда, но можно сказать, что пост заканчивается и в пятницу шестой седмицы. Однако, думается, мы не погрешим против истины, если скажем что пост – «просто» пост – уже закончился. Следующая неделя именуется седмицей Ваий, и если мы заглянем в Постную Триодь, то убедимся, что следующие пять дней – это фактически предпразднство Лазаревой Субботы и Вербного воскресенья (так же, как Страстная седмица – предпразднство Пасхи).

«Вот, мы восходим в Иерусалим», – говорит сегодня ученикам Спаситель. В следующее воскресенье мы станем свидетелями и участниками этого входа.

 

7 апреля 2019 г.

4-я Неделя Великого поста

Преподобного Иоанна Лествичника

От Марка IX, 17-31

17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;

22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.

Святейший Патриарх Кирилл

Только что мы прослушали Евангелие от Марка, в котором повествуется об изгнании Христом Спасителем нечистого духа из молодого человека, который был через воздействие этого духа подвержен глухоте. Дух бросал несчастного на землю, тот бился в конвульсиях, испускал пену, и нередко это безумство приводило его на грань смерти. Несчастный отец обращался к апостолам — ученикам Спасителя — за помощью, но они помочь не смогли. Тогда он пришел к Спасителю, и говорит ему Христос: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И воскликнул отец несчастного: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 23-24). И Господь исцелил одержимого духом немым и глухим. А в завершение, когда ученики спросили, почему же они не смогли изгнать беса, Господь ответил: «Этот дух изгоняется только молитвой и постом».

Замечательное повествование, которое помогает нам многое понять. Господь говорит отцу несчастного о том, что все возможно верующему. Он не говорит: «Если ты неверующий, то Я тебя не исцелю». Наверное, Господь мог бы исцелить и неверующего человека; Он не предъявляет никаких условий для того, чтобы совершить милость, но одновременно свидетельствует о том, что без веры невозможно исцеление. И тем самым Спаситель утверждает великую истину, что вера есть сила, участвующая в чуде исцеления. Без веры не может произойти исцеления — не потому, что вера является неким идейным условием, а потому, что вера есть сила, через которую сам человек соучаствует с Богом в исцелении, в совершении чуда.

Для того, чтобы понять это, достаточно привести простую, всем хорошо известную аналогию из области медицины. Врачи исцеляют людей при помощи лекарств, но за редкими исключениями, связанными с хирургическим или иным особым вмешательством в организм человека, врач и лекарства не убивают болезнь, а помогают организму своими собственными силами ее преодолеть. В физическом исцелении участвует не только врач и не только лекарства, но и сам больной человек — и не только его физические, но и его душевные силы. И об этом хорошо знают врачи, которые лечат не только лекарством, но и словом, приходя к постели больного и помогая ему мобилизовать свои внутренние силы. На этом же основывается и пастырское попечение о больных, когда священник, обращаясь к человеку, особыми словами помогает ему мобилизовать свои силы, душевные и физические, на борьбу с недугом. Без этого участия человека не может быть исцеления.

Вот так и чудесное исцеление, как и всякое чудо, которое Бог совершает над нами, не может произойти автоматически или тем более насильственно, вопреки воле и желанию человека. Оно происходит только при участии самого человека, и человек участвует в этом Божественном действии силой своей веры. Почему же вера необходима для физического исцеления? А потому, что только Бог является источником жизни, а значит, и источником исцеления. Для того чтобы Божественная сила вошла в человека и помогла ему преодолеть физическую болезнь, необходимо привлечь эту силу. Сила же Божественная привлекается только верой — как замечательно сказал святой праведный Иоанн Кронштадтский, «сердечная вера — словно руки и уста, приемлющие дар Божий». Действительно, вера открывает возможность Богу совершить чудо исцеления.

Почему же апостолы не смогли совершить этого чуда? Спаситель говорит, что нечистый дух изгоняется только молитвой и постом. Значит, не хватало веры и у апостолов, которые не могли привлечь силу Божественную. Может быть, даже несчастный отец верил, а они верили не вполне и потому не могли совершить это чудодейственное исцеление. Почему же здесь упоминаются молитва и пост? А потому, что молитва и пост есть средство, укрепляющее нашу веру. Если мы хотим, чтобы и над нами совершалось Божие чудо, если мы хотим получить исцеление наших недугов — и душевных, и физических, мы должны укреплять веру настолько, чтобы быть способными, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского, принять дар Божий.

Вот почему в это воскресенье Великого поста мы читаем в храме это дивное повествование из Евангелия от Марка, где содержится ясный призыв укреплять через молитву и пост нашу веру, дабы быть способными принимать Божию благодать, а если необходимо, то и Божие чудо над нами. Вера замыкает цепь между человеком и Богом, по которой и течет сила Божественной энергии. Вера соединяет человека с Богом, передавая человеку часть Божественной силы, Божественной жизни. И если так, что перед этой силой наша немощь? Если даже бесы изгоняются этой силой, что перед этой силой наша человеческая немощь и наша человеческая болезнь? Мы становимся сильными и способными побеждать и силу темную, и любую болезнь, и любую скорбь. Да поможет всем нам Господь возрастать в вере, укрепляясь молитвой и постом, и провести оставшиеся дни Святой Четыредесятницы так, чтобы укрепился в нас великий Божий дар — дар веры, делающий нас способными принимать Бога в свою жизнь.


 

31 марта 2019 г.

3-я Неделя Великого поста

Крестопоклонная

От Марка VIII, 34-38; IX: 1

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Глава 9

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.


Архимандрит Савва (Мажуко)

Крестопоклонную неделю Великого поста иногда называют средопостной, потому что хронологически это, действительно, середина поста. По традиции эта неделя считается строгой, и некоторые уставы советуют соблюдать её по образцу первой недели. В субботу на всенощном бдении в канун Крестопоклонной в храмах совершается красивейший обряд выноса Креста.

Перед вечерней службой Крест, украшенный цветами, кладётся на Жертвенник в алтаре, и священники с тихим пением и каждением переносят его на Престол. Тут Крест лежит всю службу, так что в некоторых храмах перед Крестом даже ставят красивую лампаду. То, что Крест находится всю службу на Престоле, влияет и на ход богослужения. Например, священники не выходят на полиелей для помазания, как это принято на обычной службе. Они не оставляют Крест и не покидают алтарь.

Самое интересное происходит в конце службы. Во время пения великого славословия настоятель в полном облачении совершает каждение вокруг Престола и кладёт три земных поклона. Как только начнется пение «Святый Боже», батюшка снимает Крест с Престола и, держа его над головой, выносит из алтаря. Обычно Крест несут через северные двери алтаря, обнося вокруг Престола, и проносят через весь храм, так, чтобы вернуться к Царским вратам перед иконостасом, где священник, поднимает Крест и говорит: «Премудрость прости». Это старинный возглас, которым привлекается внимание молящихся к особо торжественному моменту богослужения. Современную версию этого возгласа можно услышать на архиерейской службе, когда протодьякон подсказывает священникам: «Отцы, молимся!», что не означает, будто до этого отцы не молились. Дьякон указывает момент, когда батюшки должны одновременно перекреститься и сделать поклон, чинно и красиво.

В храмах с традициями во время выноса Креста «Святый Боже» поёт весь народ. Это песнопение для всех. Никто не должен молчать. Как не должны молчать верующие и после «Премудрость прости» – батюшка поворачивается к людям и всех благословляет Крестом на три стороны. Народ отвечает единодушным пением тропаря «Спаси, Господи, люди Твоя». Эта молитва поётся на первый глас, и если вы знаете, как спеть «Спаси, Господи, люди Твоя», вы уже освоили первый глас, поэтому пойте смелее.

Потом священник кладёт Крест на аналой (столик для иконы посередине храма), трижды обходит Крест с кадилом, а мы трижды поем свой первый глас, после чего начинается поклонение Кресту.

Во время поклонения весь храм – все должны петь, все должны знать слова! – поёт красивейший и трогательнейший тропарь «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим». Поётся трижды, после каждого исполнения – земной поклон. Обычно следом за народом этот тропарь повторяет хор, а люди подходят к Кресту.

Хор Московского Сретенского Монастыря - Кресту Твоему поклоняемся, Владыко

Обработка видео...


Большинство товарищей думает, что на этом все заканчивается. Однако люди церковной культуры непременно будут ждать пение стихир на поклонение Кресту – необычайной красоты и богословского содержания тексты! Это четыре стихиры, две из которых написаны византийскими императорами. Стихиру «Днесь неприкосновенный существом прикосновен мне бывает» написал император Лев Мудрый, а мою любимую молитву «Днесь Владыка твари» сочинил Константин Порфирородный. Конечно, как регент и канонарх, я эти стихиры и слышал, и исполнял в разных вариантах, в версиях разных композиторов. Это очень красиво. Это потрясающе глубоко. Если вы хотите понять, что такое богословие Креста, не беритесь за толстые книги, начните с этой небольшой, но удивительной стихиры: 


«Днесь Владыка твари и Господь славы

на Кресте пригвождается и в ребра прободается,

желчи и оцта вкушает – сладость церковная;

венцем от терния облагается;

покрываяй небо облаки – одеждею облачится поругания;

и заушается бренною рукою – рукою создавый человека;

по плещема биен бывает – одеваяй небо облаки;

заплевания и раны приемлет, поношения и заушения.

И вся терпит мене ради осужденнаго,

Избавитель мой и Бог!

Да спасет мир от прелести яко Благоутробен!»

Ладыженский перелож. архим Матфея Днесь Владыка твари

Обработка видео...


Эта стихира поётся на восьмой глас, и если вы умеете петь на молебнах «Владычице, прими молитвы раб Твоих», споёте и эту молитву. Впервые я услышал её школьником, когда наш хор по старинным рукописным партитурам исполнил «Днесь Владыка твари» композитора Артемия Веделя. Это было волнительно и чудесно, потому что именно партесное многоголосое пение, которое так любят у нас критиковать, помогло мне «разглядеть» всю красоту этой стихиры.

Но если вы не успели услышать эти стихиры на субботней службе, не беда – поклонение Кресту в течение Крестопоклонной недели будет повторяться ещё трижды: в понедельник и среду на первом часе и в пятницу в конце литургии или как предписывает традиция вашего храма. Это очень утешительные службы, и эта утешительность не случайна.

Ещё в древности наши предки заметили, что созерцание Креста, простое воззрение на Крест как-то меняет человека, воздействует на него ободряюще. Оптинские старцы в своих письмах советуют в минуты уныния и отчаяния перечитывать канон Кресту или петь стихиры Креста. Испытано на себе – помогает.


Может быть, поэтому многие богословы и увидели в установлении Крестопоклонной недели глубокий замысел по поддержанию сил постящихся христиан. Силы, на самом деле, это укрепляет. А вот с замыслом всё гораздо проще и смиреннее.

Дело в том, что Крестопоклонная неделя появилась случайно. Никто и не думал вкладывать в неё какой-то особый смысл. Не удивляйтесь, это не единственный случай в истории нашего устава: сначала появляется обычай, потом в него вмысливается какой-то смысл. Это нормально. Это обычная работа по смыслоопределению, которое мне симпатично именно в такой очерёдности – сперва символ, потом смысл. В этой версии нет навязчивой искусственности и учительной намеренности. Всё естественно. Интуитивно. От сердца.

Так вот, в Византии одним из почитаемых праздников было перенесение части Креста Господня из Апамеи в Константинополь. Само событие произошло в VI веке. Праздновалось весной. Праздновалось с размахом. Но поскольку праздник приходился на Великий пост, решено было сместить торжество на одно из постных воскресений. В те далёкие годы Великий пост не затрагивал субботу и воскресные дни. В эти дни поста не было. Поэтому на субботы и воскресенья переносились все праздники, случавшиеся на неделе. Так появилось воскресение Крестопоклонное, так перемещенные празднования святых Иоанна Лествичника и Марии Египетской дали имена великопостным воскресениям.

Со временем люди молитвы оставили отпечаток своего богосозерцательного опыта и на праздновании перенесения Креста. Стихиры императоров-поэтов – плод такого созерцания. Если вдумчиво их читать или петь, можно попасть в «тональность» этого умозрения, «заразиться» им. Когда вы пропоёте «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», вдумчиво пропоёте, от всего сердца, вы опытно почувствуете и переживёте, что Крестопоклонная это воистину предчувствие Пасхи, это прославление и переживание Воскресения Христа прежде самого Воскресения.

Поэтому столько весны и свежести в этих чудесных службах!

Столько утешения от созерцания Креста и пения всем народом Божиим – от восторга и несокрушимого удивления перед тайной Креста!

Столько силы и бодрости, вливающейся в душу от одного взгляда на Крест!

Почему Крест утешает? Почему даёт силы жить? В чём его тайна?

Даже если не поймёшь, прими это утешение всем сердцем, и всё равно смотри, жадно смотри, счастливо смотри и удивляйся!

 

24 марта 2019 г.

2-я Неделя Великого поста

От Марка II: 1-12

1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному:

11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

Протоиерей Алексей Уминский

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!


В сегодняшнем Евангелии мы слышали, как четверо людей принесли ко Христу своего расслабленного друга. Дом, в котором проповедовал Христос, был так заполнен, что в него невозможно было войти. И тогда эти люди поднялись на крышу, разрушили кровлю и спустили расслабленного человека к ногам Спасителя. И Он, видя их веру, сказал: «Чадо, отпускаются тебе грехи твои». Этот человек был спасен и исцелен.

Наша духовная жизнь очень часто складывается не так, как указывается в сегодняшнем Евангелии. Для многих христианская жизнь становится некоей схемой, и направлена только на самого себя. Самый главный вопрос, который стоит перед ними: «Что мне можно, а что нельзя». Такой человек живет как бы в дательном падеже: «Что мне?» И получается, что все, что он делает, он делает не для Бога и не для ближних, его вообще мало интересует жизнь. Не является целью человека, живущего по схеме, соединиться с Богом, он или отстаивает богослужения или вычитывает правила, а жизни во Христе для него не существует, потому что он не задает себе вопрос: «В чем смысл моей христианской жизни? В чем цель моей веры?»

Сегодняшнее Евангелие говорит нам, что жизнь во Христе и цель христианской жизни – это всегда поступать по любви, какими бы абсурдными или невозможными ни казались твои действия. Эти люди поступают именно так, как нельзя. Нельзя приносить ущерб хорошему человеку, который открыл свои двери для Христа и для чужих людьми, пришедших Его услышать. А они нанесли серьезный ущерб, сломали ему дом. Но они не жили рассуждением, что можно, а что нельзя, что положено или не положено, они поступили по любви и пошли в этом до конца. О себе они не думали, а только об этом человеке, ради которого пошли на такой странный поступок. Но Христос, видя такую веру, не веру закона, а веру любви, которой нет препятствий, сказал: «Отпускаются тебе грехи твои. Ты можешь быть свободным и ходить сам».

Вот таким образом Господь учит нас осуществлять свой путь и свою веру, всегда думать о том, почему мы собираемся в храме, для чего участвуем в Таинствах. К сожалению, и такие замечательные вещи мы готовы превратить в мертвую неживую схему. Человек приходит на исповедь и исповедует одни и те же грехи, есть же определенные известные грехи, человек их перечислил, и ему кажется, что он исповедовался. Он приходит к Причастию, и для него это тоже схема, он знает, как можно Причащаться, а как Причащаться нельзя... Но он не думает о том, что соединяется со Христом, а приходит что-то получить от Церкви и от Христа в ответ на какое-то формально исполненное правило.

И жизнь человека может пройти в недрах Церкви, наполненная постами, богослужениями, и добрыми делами, но вне Евангелия, вне литургической жизни, вне любви Христовой. Тот, кто все превращает в схему, будет все время оставаться на месте. Когда есть система, человек не отвечает за свои поступки. Ему не нужна свобода, он просто поступает так, как можно, и не делает того, чего нельзя.

Вот этого надо очень и очень страшиться. Надо думать о том, с каким чувством и с каким смыслом мы молимся, ради чего Причащаемся святых Христовых Таин, и какая схема не дает нам причащаться. Давайте постараемся по-другому посмотреть на свою духовную жизнь и всегда стремиться к жизни, радости и любви. Аминь.

 

17 марта 2019 г.

1-я Неделя Великого поста

Торжество Православия

От Иоанна I: 43-51


43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви'! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Протоиерей Александр Степанов.

Торжество Православия

История праздника и чин Торжества Православия

Неделя Торжества Православия связана с VII Вселенским Собором 787 года, который окончательно установил в Православной Церкви почитание икон после длительного периода иконоборчества. Сам же праздник возник в 843 году и был посвящен окончательной победе над ересью иконоборчества. Тем самым, в Церкви закончился период выработки христологического богословия (православного учения о Христе), и икона здесь стала последним зримым свидетельством реальности Боговоплощения. С тех пор отмечать Торжество Православия стали в первое воскресенье Великого поста, так как самое первое его празднование в 843 году пришлось именно на первое великопостное воскресенье.

Примерно к XI веку в Церкви сложился и особый чин Торжества Православия. В его богослужебных текстах произносится торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями, повторяются постановления семи Вселенских соборов, а также произносится анафема на тех, кто перед Православной Церковью совершил тяжелые грехи. В этом чине также утверждается истинное прославление Бога, согласное учению Церкви.

Конечно, и сейчас есть реальные исповедания, которые мы можем назвать еретическими, родившиеся в отделении от Церкви в силу иных догматических, богословских представлений их создателей. Но, очевидно, что на сегодняшний день спор с ними для православной Церкви особой актуальности уже не имеет. В свое время эти ереси были внутри Церкви и представляли для нее вполне реальную опасность, а сегодня это уже не так, они существуют вне Церкви. И прежде бывшей опасности нет. Таким образом, поминовение ересей в неделю Торжества Православия, скорее всего, несет в себе именно историческое значение, но не практическое. Церковь напоминает верующим, что в ее истории были периоды, когда внутри нее шла интенсивная, напряженная полемика, связанная, прежде всего, с работой человеческой мысли. Сегодня, как свидетельствует окружающий нас мир, мысль в этом направлении не работает, поэтому и появление новых серьезных ересей маловероятно.

Личное Торжество

Если говорить о духовном смысле праздника для нас, простых верующих, для нашей духовной жизни то, конечно, Торжество Православия можно понимать несколько шире, не только в догматически-богословском смысле. Когда человек вступает на путь поста, стараясь больше молиться и аскетически себя в чем-то ограничивать, то здесь, как раз, торжество-то веры и начинается.

Это уже определенный опыт человека, а не только воспоминание о событиях и догматических спорах в Церкви почти тысячелетней давности.

В современных реалиях Торжество Православия надо также понимать как некий личный подытог начала Великого поста, когда верующий человек, действительно, старается жить так, как должен жить христианин, в максимально возможную для себя меру. Прежде всего, человек больше молится, ходит на службу, на покаянный канон Андрея Критского… И все эти усилия в итоге приводят к торжеству личной жизни во Христе. Именно на этом, как мне кажется, и стоит делать сегодня акцент, а не на догматических определениях, которые при этом, несомненно, утверждают этот праздник.

Единственный и главный итог не только первых дней поста, но и всей жизни христианина – это радость и мир во Святом Духе. Если мы прошли этот этап хорошо, больше молились и меньше грешили, постарались воздержаться от трений со своими ближними и, наоборот, проявили свои добрые качества по отношению к ним, то итогом этого всего будет подлинная радость. Тогда и сам праздник, в известном смысле, мы можем назвать личным Торжеством Православия.

Ну и, конечно, стоит помнить о том, что все седмицы и недели Великого поста имеют между собой определенную взаимосвязь. Весь пост определенным образом драматически выстроен. В нем есть своя фабула, которая постоянно развивается. Каждый проповедник может по-своему раскрыть логику Великого поста, но, однозначно, что она есть. Это логика заключается в духовном восхождении человека навстречу Светлой Пасхе, навстречу Самому Воскресшему Христу.