Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла


Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с великим и мироспасительным праздником Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

Ныне, как и вифлеемские пастухи две тысячи лет назад, мы с радостью и умилением внимаем торжествующему ангельскому гласу: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2:14). Слыша эти дивные слова, наше сердце обретает утешение и преисполняется благодарности Создателю. Сам Господь Вседержитель, Бог крепкий и Отец вечности (Ис. 9:6) снисходит к нам и рождается в мир простым человеком. Сбывается пророчество царя-псалмопевца, Духом Святым возвестившего: милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются; истина воссияет от земли и правда с небес явится (Пс. 84:11-12). И вот свершилось: Младенец родился нам — Сын дан нам (Ис. 9:6), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16).

На протяжении истории человечество напряженно искало Бога, тоскуя по утраченному общению со своим Создателем. И в ответ на эти усилия, в ответ на устремленные к небу сердца и руки Господь явил Свою любовь к роду человеческому и Сам простер нам Свою спасительную руку. Во Иисусе Христе после долгих тысячелетий встретились, наконец, Бог и человек, и соединилось небесное и земное, и исполнились духовные чаяния сынов и дочерей Адама.

В событии Рождества Христова нам явлены одновременно и Тайна, и Откровение, ведь человеческий разум неспособен до конца понять, как Творец и Промыслитель Вселенной, Беспредельный по Своей природе Бог снисходит в наш истерзанный грехом мир и являет Себя в виде беспомощного Младенца, Родившегося в пещере, где пастухи и скот скрывались от непогоды. Слава, воздаваемая горними силами, проповедуемая восточными мудрецами и засвидетельствованная простыми пастухами, велегласно возглашается во всех концах земли. Все это приоткрывает нам глубину непостижимой премудрости Божией, делает сопричастными сокровенному Троическому замыслу о спасении человека.

Ныне мы знаем: Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы мир был спасен чрез Него (Ин. 3:16-17). И теперь, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией, … потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5:1-2; 5).

Склонимся же в благоговении к скромным яслям, где лежит тихий и кроткий Младенец. Склонимся со страхом Божиим и трепетом, ибо здесь начинается земной крестный путь Господа Иисуса, здесь полагается начало нашего спасения. Склонимся и, прославляя Рождшагося Сына Превечного Отца, насладимся тем неизреченным и превосходящим всякое разумение миром, который наполняет наши души.

«Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» — вновь и вновь радостно вторим мы ангельскому хору. Любовь Божия, явленная в Рождении Спасителя, приносит людям истинный мир. Этот мир не поколебать житейским неурядицам, социальным потрясениям, политическим нестроениям и даже вооруженным конфликтам, ибо в мире Христовом сокровенно живет такая духовная сила, что он попирает ею всякую земную скорбь и напасть (свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты).

Но как же стяжать мирное устроение души? Как стать обладателем сего великого духовного дара? Святые отцы в этом единомысленны: действие мира Христова в человеке есть важный признак пребывания его в евангельских заповедях. Из них же более всего — наставляет нас первоверховный Павел — надлежит облечься в любовь, которая есть совокупность совершенства. И тогда, по слову апостола, в сердцах наших станет владычествовать мир Божий, к которому мы и призваны (Кол. 3:14-15).

Людей благоволения ищет Себе Господь — тех, кто последует Его закону, кто будет свидетельствовать ближним и дальним о спасении и возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет (1Пет. 2:9).

Будем же достойны этого высокого призвания. И потому, преславное Рождество Христово видевше, в вертепе совершаемое, устранимся сует паче мира (кондак 8 акафиста Рождеству Христову), вознесемся мысленно на небо, прославив Творца всяческих, поделимся нашей радостью о Воплотившемся Спасителе с окружающими, с теми, кто нуждается в заботе, кто унывает или находится в стесненных обстоятельствах.

Господь да вдохновляет всех нас на многотрудном пути христианской жизни, дабы и впредь укреплялась в нас вера, не иссякала надежда и возрастала любовь; дабы, входя в торжество светлого рождественского праздника, мы неуклонно возвещали миру велию благочестия тайну (1 Тим. 3:16), несли людям утешение и благословенный мир Христов. Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Рождество Христово

2018/2019 гг. Москва



 

Рождественское послание Главы Православной Церкви Казахстана митрополита Астанайского и Казахстанского Александра

Ваши Преосвященства!

Всечестные отцы, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с праздником мира и Божией любви – Рождеством нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа!

Проходят столетия, поколение сменяет поколение, но каждый год святая Церковь неизменно возвещает человечеству благую весть о пришествии в мир воплотившегося Спасителя Бога. Ныне свершается предвечное Божие изволение о человеке, «еже от века утаенное и ангелом несведомое таинство», взошло «Солнце правды» (Мал. 4:2), «Слово стало плотию» (Ин. 1:14) и ангельские силы торжественно воспели «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лк. 2:14). С благоговением и душевным трепетом мы приобщаемся великой благочестия тайне (1Тим. 3:16), созерцая «Небо – вертеп, престол Херувимский – Деву, ясли – вместилище, в нихже возлеже невместимый Христос Бог». Явлением в мир Сына Божия вечная жизнь вошла во вселенную «и от полноты Его все мы прияли и благодать на благодать» (Ин. 1:16); через рождение от Преблагословенной Богородицы Христа Жизнодавца люди обрели великий дар «называться и быть детьми Божиими» (1Ин. 3:1), и отныне мы, как пишет апостол Павел, «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19). Истинная, окончательная цель пришествия Спасителя заключается в даровании каждому уверовавшему возможности полного единения с Богом. «Сын Всевышнего стал Сыном Человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим», – учит о сути боговоплощения священномученик Ириней Лионский.

Рождество Христово – не просто радостный семейный, домашний праздник. Этот священный и великий день – утверждение нашей веры в воплощение Бога Слова, торжество нашей Церкви, прославляющей Своего Божественного Основателя, свидетельство нашей надежды – ибо Бог, однажды сошедший на землю в Вифлееме, более не отлучается от нас, пребывая с верными «во все дни до скончания века» (Мф 28:19).

Рождество Господа раскрывает тайну общения Бога с человеком и призывает нас к единению с Творцом и Создателем. Спасение даровано нам, но Божественное изволение не упраздняет и не нарушает древнего закона человеческой свободы. Рассуждая о домостроительстве нашего спасения, апостол Павел учит: «мы соработники у Бога» (1Кор. 3:9). «Дело Бога – предложить Свою благодать, – говорит святитель Кирилл Иерусалимский, – дело человека – принять и хранить эту благодать». Отцы и учителя Церкви призывают каждого из нас к таким мыслям: Бог все сделал для тебя – стал человеком, родился, пришел к тебе, спас тебя от грехов Своей жизнью, даровал вечность Крестом и Воскресением, и теперь Он ждет твоего ответа, ждет, что ты позволишь Ему родиться и обитать в твоем сердце.

«Размышляя о величии Его снисхождения, воздадим Ему достойную честь и воздаяние. Нашим же воздаянием Богу не может быть ничего другого, кроме спасения нашего и наших душ, кроме забот о добродетели и попечения о наших братьях», – обращается к верующим в своем Рождественском слове святитель Иоанн Златоуст. Праздник Рождества Христова побуждает нас по-новому смотреть на людей, с особым почтением относиться к нашим ближним, потому что, по слову древнего богослова праведного Николая Кавасилы «нет ничего более святого, чем человек, потому что Бог воспринял его природу». Благодаря пришествию в мир Спасителя, с особой силой, красотой и величием образ Божий, некогда помраченный и искаженный грехом, вновь проявляется в каждом человеке. Мы, по милости Господа, родившегося две тысячи лет назад в Вифлееме Иудейском, стали «причастниками Божественного естества» (2Пет. 1:4), а поэтому должны светить этому миру светом Христовых заповедей, всем сердцем стремиться к тому, чтобы в нашу жизнь вошла истинная Любовь, которая долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (см. 1Кор.13:4-7). Невольно можно задаться вопросом, а возможно ли в нашей жизни воплотить эти возвышенные евангельские призывы, можно ли любить не только друзей, но и недругов наших, как заповедует Господь, полагая за них душу свою (см. Мф. 5:44 и Ин. 15:13)? И ответ слышим мы из уст Спасителя: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк.18:27). Мы обретаем и развиваем в себе силы и способности любить, бескорыстно творить добро, радоваться с радующимися и плакать с плачущими (см. Рим. 12:15), утешать и поддерживать ближних через теснейшее общение с Подателем всяческих Благ, через единение с Богом в молитве, в чтении Священного Писания, в спасительных церковных Таинствах, особенно в таинстве святого Приращения Тела и Крови Христовых, которое по слову святителя Иоанна Златоуста есть «сила для души нашей, крепость для сердца, основание упования, надежда, спасение, свет, жизнь».

В рождественской песни ангелов слышим мы о том, что Бог дарует живущим на земле Свой мир – чувство сердечного покоя и внутренней тишины, состояние примирения с Господом, с совестью, с ближними. «К миру призвал нас Господь» (1Кор.7:15), – напоминает нам апостол Павел. Только в мирном устроении духа можем мы совершать достойное служение Творцу, Который Сам есть Бог мира (см. Флп. 4:9). Вот поэтому враг рода человеческого ищет все новые и новые способы лишить нас Божественного мира, ополчаясь на Святую Церковь, производя разделения и расколы. Наш священный долг хранить согласие между собой, усердно молиться о единстве Святого Православия, делом и словом являть пример братолюбия, взаимного уважения и поддержки, быть верными чадами Матери нашей – святой, соборной и апостольской Церкви.

В эти святые дни, озаренные светом Вифлеемской звезды, мы будем просить Богомладенца Христа даровать спокойствие и благоденствие нашей родной Казахстанской земле, укрепить братьев и сестер, проживающих в братской Киевской Руси, избавить от бед и скорбей христиан, страдающих от войн и преследований на Ближнем Востоке. Наши сугубые молитвы, конечно же, должны возноситься о нашем Предстоятеле, Великом Господине и Отце – Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Кирилле, олицетворяющем собой единство Русской Православной Церкви, верность апостольскому Преданию и учению святых отцов и учителей.

Желаю всем нам от Родившегося Спасителя мирного неба над головой, крепкого здоровья и благословенных успехов в добрых делах и начинаниях. «Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь» (Еф. 6:24).  


Глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан

Митрополит Астанайский и Казахстанский