Молитва Ефрема Сирина. Читает Патриарх Кирилл

Обработка видео...

 

ВТОРАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Святителя Григория Паламы

24 марта 2019 год

Во второе воскресение Великого поста Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов - святителя Григо́рия Паламу́, архиепископа Фессалонитского (Солунского), жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

Рождение и воспитание

Святитель Григорий Палама́, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Малой Азии. Во время турецкого нашествия семья бежала в Константинополь и нашла приют при дворе Андроника II Палеолога (1282 - 1328). Отец святого Григория стал крупным сановником при императоре, но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и образовании осиротевшего мальчика.


Монашество

Обладая прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий без труда освоил все предметы, составлявшие полный курс средневекового высшего образования. Император хотел, чтобы юноша посвятил себя государственной деятельности, но Григорий, едва достигнув 20 лет, удалился на Святую Гору Афон в 1316 году (по другим сведениям, в 1318) и поступил послушником в монастырь Ватопед, где под руководством старца, преподобного Никодима Ватопедского (память 11 июля), принял постриг и начал путь подвижничества. Через год ему явился в видении святой евангелист Иоанн Богослов и обещал свое духовное покровительство. Мать Григория вместе с его сестрами также приняла монашество.

После преставления старца Никодима инок Григорий проходил 8 лет свой молитвенный подвиг под руководством старца Никифора, а после кончины последнего перешел в Лавру преподобного Афанасия. Здесь он прислуживал за трапезой, а затем стал церковным певцом. Но через три года (1321), стремясь к более высоким ступеням духовного совершенства, он поселился в небольшой отшельнической обители Глоссии. Настоятель этой обители стал учить юношу сосредоточенной духовной молитве - умному деланию, которое постепенно разрабатывалось и усваивалось монахами, начиная с великих пустынников IV века, Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января). После того, как в XI веке в трудах Симеона Нового Богослова (память 12 марта) подробное освещение получили внешние молитвенные приемы умного делания, оно было усвоено афонскими подвижниками. Опытное применение умного делания, требующее уединения и безмолвия, получило название исихазма (от греч. покой. молчание), а сами практикующие его стали называться исихастами.

Служение

1326 году из-за угрозы нападения турок вместе с братией он перебрался в Солунь (Фессалоники), где тогда же был рукоположен в сан священника.

Свои обязанности пресвитера святой Григорий сочетал с жизнью отшельника: пять дней недели проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье пастырь выходил к народу - совершал богослужение и произносил проповеди.

В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ Лавры преподобного Афанасия. В 1333. году он был назначен игуменом Есфигменского монастыря в северной части Святой Горы. В 1336 году святитель вернулся в скит святого Саввы, где занялся богословскими трудами, которых не оставлял уже до конца жизни.

В 30-е годы XIV века в жизни Восточной Церкви назревали события, поставившие святителя Григория в ряд наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесшие ему известность учителя исихазма.

Около 1330 года в Константинополь из Калабрии приехал ученый монах Варлаам. Вскоре Варлаам поехал на Афон, познакомился там с укладом духовной жизни исихастов и, на основании догмата о непостижимости существа Божия, объявил умное делание еретическим заблуждением. Варлаам вступил в спор с монахами и пытался доказать тварность Фаворского Света. Он отвергал православное учение о благодатном Свете, озаряющем внутреннего человека и иногда открывающемся видимо (например, на Фаворе и на Синае). Варлаам не допускал возможности достигнуть такого озарения молитвой, постом и другими подвигами самоотвержения.

Святитель Григорий, защищал учение о Божественном Фаворском Свете. Он письменно изложил свои богословские доводы. Так появились "Триады в защиту святых исихастов" (1338). На созванном для суждения по этим вопросам Соборе в Константинополе в 1341 году святой Григорий Палама, названный сыном Божественного Света, обличил еретиков и защитил учение о Свете Божественном, несотворенном, присносущном, которым просиял Господь на Фаворе и которым озаряются подвижники, достигшие высот святости посредством молитвы и поста.

27 мая 1341 года Собор принял положения святителя Григория Паламы о том, что Бог, недоступный в Своей Сущности, являет Себя в энергиях, которые обращены к миру и доступны восприятию, как Фаворский свет, но являются не чувственными и не сотворенными. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Калабрию.

В 1344 году Патриарх Иоанн XIV Калека, приверженец учения Варлаама, отлучил св. Григория от Церкви и заключил в темницу. В 1347 году, после смерти Иоанна XIV, св. Григорий был освобожден и возведен в сан архиепископа Солунского. В 1351 году Влахернский Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения. Но солуняне приняли святителя Григория не сразу, он вынужден был жить в разных местах. В одну из его поездок в Константинополь византийская галера попала в руки турок, и святителя в течение года продавали в различных городах. Лишь за три года до кончины св. Григорий вернулся в Солунь.


Кончина

Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами "В горняя! В горняя!"Святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года.

В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1362-1365 гг.), который написал житие и службу, а канон был составлен Патриархом Константинопольским Геннадием Схоларием (XV в.).

 

Три великопостные родительские субботы

Церковью установлены особые дни всеобщего поминовения православных, живших когда-либо на земле. И тех, что приняли христианскую кончину, напутствованные Церковью в путь всея земли, и тех, кто, будучи застигнут внезапной смертью, не был должным образом приготовлен молитвами к загробной жизни. Три великопостные субботы специально посвящены поминовению наших усопших близких.

Согласно с учением о состоянии души за гробом есть дни частных поминовений — третий, девятый и сороковой. Отмечается также годовщина отхода христианина к своему Создателю. Кроме этих дней Церковь установила и дни вселенского поминовения почивших. Они называются в народе родительскими субботами, то есть посвященными воспоминанию наших предшественников. Среди них выделяются

2-я, 3-я и 4-я субботы Святой Четыредесятницы (в 2019 году это: 23 марта 2-я суббота Великого поста, 30 марта -3-я суббота Великого поста, 6 апреля - 4-я суббота Великого поста - нет поминовения в связи с предпразднством Благовещения Пресвятой Богородицы).

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в эти особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных Церковь совершает на Божественной Литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого верующими подаются в церкви записки с именами крещеных в Православии христиан. За богослужением священник из просфор вынимает частицы с одновременным поминовением этих людей, а в конце Литургии частицы опускаются в Чашу Причастия и омываются Кровью Спасителя.

Но особые поминальные субботы Святой Четыредесятницы не напрасно выделены в круге богослужений. Ведь в Великий пост – времени сокрушения о грехах — не происходит ежедневного служения торжественной и исполненной духовного ликования полной Литургии, за которой и совершается поминовение усопших. Не происходят и заупокойные поминовения — соответствующие ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты. Однако Церковь не может оставить своих усопших чад без спасительной молитвы. Оттого и выделены специально особые родительские субботние дни великого поста.

Понимая, что по нашему прошению, вся Церковь молится об усопших, не нужно оставлять и самостоятельное такое поприще – нужно молиться о них дома и совершать дела милосердия, жертвуя на церковь, подавая милостыню нищим с просьбой молиться об усопшем христианине.

Всецерковное поминовение усопших приносит неоценимую помощь нашим усопшим близким и служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Наше спасение возможно только в Церкви. Она — сообщество верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, их молитвенное поминовение свидетельствует о нашем единстве в Церкви Христовой.

Вечно живая душа умершего испытывает потребность в постоянной молитве, ибо уже не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа. И самое большое, что мы можем сделать для наших усопших близких — помянуть их с любовью в молитве перед Богом.    

 

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

Торжество Православия

17 марта 2019 год

«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных." (Рим 16:17–18)


Первое воскресенье (неделя) Великого поста называется Торжеством Православия.

Этот Праздник был установлен  в Греции в IX веке  в связи с окончательной победой над ересью иконоборчества. До VIII века иконопочитание, которое было основано на священном Писании и традициях первых христиан, было неприкосновенно. Но ересь иконоборчества, возникшая в самой Греции при императоре Феофиле, распространилась по многим странам. Церковь подверглась гонениям от самих ее членов. Христиан, которые отстаивали учение об иконопочитании, заключали в тюрьмы, подвергали мучениям и казням.

После VII Вселенского собора (787 г.), на котором было закреплено почитание икон, гонения ослабли. Но только к середине IX века были освобождены из тюрем иконопочитатели.

После смерти Феофила на престол Греческой империи вступил малолетний сын его Михаил 3, под опекой благочестивой своей матери императрицы Феодоры. По повелению царицы Феодоры немедленно возвращены были все изгнанники и освобождены все узники, страдавшие за иконопочитание.

Константинопольский Патриарх Мефодий в 843 году в первое воскресенье Великого поста установил в Софийском соборе праздничное богослужение. Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов.

С тех пор в память этого восстановления Православная Церковь совершает ежегодно в первую неделю Великого поста Торжество Православия, т.е. правой веры, которая от апостолов непрерывно и неизменно сохраняется и продолжается, и до скончания мира продолжится в Церкви Христовой, по силе обетования Господа (Мф. 16, 18).

Богослужебный чин этого праздника включал в себя, во-первых, провозглашение вечной памяти подвижникам благочестия, защитникам веры, во-вторых, провозглашение многолетия царям, патриархам и иным ныне живущим защитникам веры и, наконец, объявление анафемы главнейшим ересям и их носителям. В дальнейшем это богослужение было дополнено.

Особое место в этой службе занимает чин анафематствования.

Анафема провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.

Анафема (от греч. ana – далеко; tihein – ставить) – свидетельство Церкви об отпадении от неё одного из её членов.

Следует обратить внимание, что анафема имеет отношение только:

· к членам Церкви, а не её сторонним хулителям;

· искажающим её учение;

· активно проповедующим свои ложные взгляды, а не просто заблуждающимся.

Анафема подразумевает не проклятие, а подтверждает, фиксирует, констатирует фактическое отпадение человека от Церкви.

В церковном значении анафема - то, что предано на окончательный суд Божий и о чем (или о ком) Церковь уже не имеет ни своего попечения, ни своей молитвы. Объявляя кому-то анафему, она тем самым открыто свидетельствует: данный человек, пусть даже и именует себя христианином, таков, что своим мировоззрением и поступками сам удостоверил - к Церкви Христовой он не имеет никакого отношения. Путь к восстановлению благодатного единства с Церковью, как Телом Христовым, лежит только через таинство покаяния.

Двенадцать анафематствований, как они провозглашались клиром от имени церкви до 1917 года:

1. Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что мир самобытен, что нет Божия промысла и что в мире господствует случай, - анафема.

2. Говорящим, что Бог не Дух, а плоть, что Он не есть праведен, милосерд, премудр, всеведущ, и подобные хулы произносящим - анафема.

3. Дерзающим говорить, что Сын Божий, а также Дух Святый не единосущны и не равночестны Отцу, и исповедующим, что Отец, Сын и Святой Дух не есть Един Бог, - анафема.

4. Безумно говорящим, что для нашего спасения и очищения грехов не нужно было пришествие в мир Сына Божия во плоти и Его вольное страдание, смерть и воскресение, - анафема.

5. Не принимающим благодати искупления, взвещенного Евангелием, как единственного нашего к оправданию пред Богом средства, - анафема.

6. Дерзающим говорить, что Пречистая Дева Мария не была до рождества, в рождестве и по рождестве Дева, - анафема.

7. Не верующим, что Дух Святой умудрил Апостолов и Пророков и чрез них возвестил нам истинный путь к вечному спасению и утвердил сие чудесами и теперь в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет на всякую истину, - анафема.

8. Отвергающим бессмертие души, конец мира, суд Божий, воздаяние вечное за добродетели на небе, а за грехи осуждение - анафема.

9. Отвергающим все таинства церковные - анафема.

10. Отвергающим соборы святых Отцов и их предания, согласные с Божественным откровением, и Православною Церковью с благоговением сохраняемые - анафема.

11. Помышляющим, что Православные Государи возводятся на престол не по особенному о них Божию благоволению и что при помазании дарования Святого Духа к прохождению великого царского служения на них не изливаются, и вследствие сего дерзающих на бунт и измену - анафема.

12. Ругающих и хулящих святые иконы, которые Святая Церковь в воспоминание дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения во взирающих на них благочестия и подражания принимает, и называющим иконы идолами - анафема».

В течение многих десятилетий чин анафематствования был запрещен, и лишь в недавнее время стал восстанавливаться.


 

ПЕРВАЯ СЕДМИЦА ВЕЛИКОГО ПОСТА

С 11 марта - 16 марта 2019 год


Великий пост состоит из святой Четыредесятницы (длится 40 дней и заканчивается в пятницу 6-й седмицы)  и Страстной седмицы.

Святые отцы писали, что 40 дней поста мы храним в подражание нашему Божественному Учителю. Богослужения святой Четыредесятницы направлены на то, чтобы обратить людей к покаянию и исправлению.

Богослужения Страстной седмицы посвящены воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, смерти и погребения.  Пост Страстной седмицы установлен по заповеди Спасителя: «придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» (Лк.5:35). В «Апостольских постановлениях» говорится: «Он Сам заповедал нам поститься в эти шесть дней по причине нечестия и беззакония иудеев, повелев сетовать о них и плакать о погибели их; ибо и Сам проливал слезы о них, не узнавших времени посещения своего» (Кн. 5.15).


Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью и продолжительностью богослужений.


Первые четыре дня (понедельник, вторник, среда, четверг) за вечерним богослужением читается Великий покаянный канон Святого Андрея Критского. Назван он великим, во-первых, по множеству заключенных в нем мыслей и воспоминаний, а во-вторых, по количеству тропарей, входящих в него - 250 тропарей (в обычном каноне около 30). Также этот канон полностью прочитывается за вечерним богослужением в среду 5-й седмицы поста.


Значение и цель Великого канона состоит в том, чтобы явить осознание греха и тем самым привести людей к покаянию.


В субботу первой седмицы Великого поста установлено празднование в честь святого Феодора Тирона, оказавшего благотворную помощь христианам для сохранения поста.

Император Юлиан Отступник (361—363), желая оскорбить верующих (согласно Деян.15:29, христианам предписано «воздерживаться от идоложертвенного и крови») приказал градоначальнику Константинополя в первую неделю Великого поста окроплять еду, продаваемую на городских рынках, идоложертвенной кровью. В это время в 362 году во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию явился Феодор Тирон и предупредил его о замысле императора. Святой повелел употреблять в эти дни в пищу коливо (отваренные зерна пшеницы с медом).

В память об этом событии в навечерие субботы (в пятницу) после Литургии Преждеосвященных Даров читается молебный канон великомученику Феодору (составлен Иоанном Дамаскиным) и происходит благословение колива и раздача его верующим. Данное празднование в честь Феодора Тирона описано уже константинопольским патриархом Нектарием (381—397).

Проповедь после Покаянного канона прп. Андрея Критского. Понедельник первой седмицы Великого поста

Обработка видео...

 

ПОДГОТОВКА К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ


Воскресные дни в церковном календаре именуются Неделей, а недели (в нашем современном понимании) называются Седмицами.

Началу Великого поста (Святой Четыредесятницы) предшествуют три подготовительные седмицы, которые начинаются с воскресных дней, имеющих следующие названия:


1. Неделя о мытаре и фарисее (в 2019 году: 17.02-23.02)

2. Неделя о блудном сыне (в 2019 году: 24.02-02.03)

3. Неделя о Страшном суде (масленица) (в 2019 году: 03.03-09.03)


В продолжение подготовительных недель Церковь приучает верующих к подвигу поста постепенным введением воздержания: после сплошной седмицы (Неделя о мытаре и фарисее) она восстанавливает пост в среду и пятницу (Неделя о блудном сыне), затем возводит христиан на высшую ступень подготовительного воздержания запрещением вкушать мясную пищу и дозволением употреблять лишь сырную (Неделя о страшном суде - масленица).

Такое особое приготовление к Великому посту является древним установлением Церкви. Так, знаменитые проповедники IV века: св. Василий Великий, св. Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский и другие - оставили нам беседы и слова, сказанные ими относительно поста, еще не наступившего, а только ожидаемого.

Приготовляя верующих к святой Четыредесятнице, Церковь своими умилительными песнопениями располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

 

НЕДЕЛЯ СЫРОПУСТНАЯ

10 марта 2019 г.

"Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний,

кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию;

но яко благоутробен, даждь ми прегрешений оставление"

1-я песнь Великого покаянного канона Андрея Критского

Накануне Великого поста

Последнее воскресенье перед началом Великого поста называется Неделей «Сыропустной», «Прощеным воскресеньем» или «Воспоминание Адамова изгнания».

Название «Неделя сыропустная» происходит от того, что в этот день  происходит «отпуст» (со славянского отпустить), т. е. прекращение вкушения сыра и молочных продуктов. Со следующей за этим днем седмицы начинается Великий пост.

Второе литургическое название «Воспоминание Адамова изгнания» подводит итог всей подготовки к Посту. Человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идет за Ним, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству. Итак, в начале Поста мы уподобляемся Адаму. Пост освобождает нас от рабства греху.

В этот день за Божественной литургией читается Евангелие, в котором говорится о том, что первым шагом на пути к посту является прощение обид нашим ближним, без которого мы не сможем получить прощение своих грехов у Отца Небесного:"Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный" (Мф. 6,15). В связи с этим это воскресенье имеет еще одно название «Прощеное воскресенье».


Мф. 6: 14-21

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,

18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.


В этот день в храмах вечером совершается торжественное богослужение. Ничто лучше этой вечерни не показывает "настроения" Великого Поста.

Поется умилительное песнопение (прокимен великопостный)

Не   отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми   души моей, и избави ю.

Перевод:

Не   отврати лица Твоего от слуги Твоего, потому что я скорблю! Скоро услышь меня,   обрати внимание на душу мою и избавь ее.


Великий прокимен Не отврати лица Твоего А. Ведель

Обработка видео...

Прокимен (греч. - «предлагаемый вперед» – стих из псалмов, который чтец или диакон возглашает перед чтением Священного Писания – Апостола, Евангелия или паремий, а хор вторит ему) повторяется пять раз. И вот Пост уже наступил! Светлые облачения заменяются темными, постными, тушат яркое освещение

По окончании вечерни все священники и прихожане испрашивают друг у друга прощения.

В современной церковной практике во время обряда прощения принято петь: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче…», «На реках Вавилонских…» и стихиры Пасхи: «Да воскреснет Бог..», заканчивая словами: «простим вся воскресеньем» («Христос воскресе» не поется). Пение стихир Пасхи служит как бы напоминанием того, что подвигом поста мы должны подготовить себя к достойной встрече Воскресения Христова.

Чин прощения появился у египетских монахов в монастырской жизни. Для усиления молитвы они расходились из монастыря по одному в пустыню до Пасхи. Многие уже могли не вернуться (одни были растерзаны дикими зверями, другие погибали в пустыне). Зная это, они испрашивали прощения друг у друга.

Со временем эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, существовал обычай царю испрашивать прощения у своих подданных. С этой целью царь объезжал войска, просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.


Веденецкий "Седе Адам"

Обработка видео...

Стихира, глас 6

Седе Адам прямо рая, / и свою наготу рыдая плакаше: / увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу / и окрадену и славы удалену! / Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! / Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: / ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: / в землю бо пойду, от неяже и взят бых. / Милостиве щедрый, вопию Ти: / помилуй мя падшаго.


Перевод:

Сел Адам напротив рая / и свою наготу, сетуя, оплакивал: / "Увы мне, обману лукавого поверившему, / и ограбленному, и от славы удаленному! / Увы мне, по простоте обнаженному / и ныне недоумевающему! / Но, о рай, больше я твоею роскошью не наслажусь, / больше не увижу Господа и Бога моего и Создателя; / ибо в землю отойду, из которой и был взят. / Милостивый, Сострадательный, взываю Тебе: / Помилуй меня падшего!"

 

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

Седмица с 3 марта – 9 марта 2019 год

Последняя (третья) подготовительная седмица перед началом Великого поста называется мясопустной, сырной или в народе - масленицей. Славянский термин «мясопуст» происходит от греч. апокрэос, лат. carnis privium – лишение мяса. С этой недели прекращается вкушение мяса. На западе этому термину соответствует слово «карнавал» от латинского carne и vale, буквально – "прощай, мясо!"


У православных христиан – этот период длится ровно неделю. В эту седмицу среда и пятница не постные, но уже нельзя есть мясо; но молоко, яйца, рыбу, сыр, масло и все другое можно. Поскольку в эти дни уже существует запрет на употребление мясных продуктов, блины стали традиционным символом праздничной пищи в "сырную неделю", как куличи и пасха в праздник Воскресения Христова.


Эта седмица является последней ступенью подготовки к Великому посту. В среду и пятницу уже не совершается Божественная литургия, уже отменяются венчания, и начинается чтение покаянной молитвы Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» с коленопреклонениями. Эта молитва читается в период всего Великого поста до Страстной Среды.


В народе данная седмица именуется «Масленицей». Масленица-это языческий праздник, не имеющий никакого отношения к христианству. Издревле у язычников данный праздник означал проводы зимы. После крещения Руси Церковь для того, чтобы укрепить в сознании людей понимание необходимости наступающего периода воздержания и подготовки к нему связала данный праздник с отказом от мяса и телесной подготовкой к предстоящему посту.


Воскресенье, предшествующее этой седмице, называется Неделей о Страшном суде, так как на литургии читается соответствующее Евангелие (Мф. 25, 31-46), и оно посвящено воспоминанию о всеобщем последнем и Страшном суде.


Это напоминание необходимо для того, чтобы люди не относились беспечно к своей жизни и спасению, надеясь только на милосердие Божие. Потому что Господь милосерд, но и праведный Судья. После смерти каждый из нас предстанет пред Господом, и о каждом будет вынесен частный суд. Но в конце истории Суду Божию предстанет весь род человеческий, и здесь будет явлена великая и абсолютная Божественная справедливость. Господь произведет свой суд преимущественно по

делам милосердия, возможным одинаково для всех. Чувствовать боль другого человека и действенно, участливо отзываться на нее — вот чего ожидает от нас Отец наш Небесный и вот о чем спросит Он нас на Своем Страшном и справедливом суде.


В своих песнопениях Церковь стремится обратить внимание людей на свою греховность и задуматься о своем спасении. Святитель Филарет, Митрополит Московский, в одной из своих проповедей, говорил: "Помни, человек, Господь для того тебе не открывает заранее картину Своего последнего Суда, чтоб пока еще не поздно, ты перебежал бы с левой стороны на правую".  


Одним из красочных песнопений данного дня является седален:


Помышляю день   страшный, и плачуся деяний моих   лукавых: како отвещаю безсмертному   Царю? Или коим же дерзновением воззрю   на Судию блудный аз? Благоутробный   Отче, Сыне Единородный, Душе Святый, помилуй мя.

Перевод:

Помышляю о дне   страшном и оплакиваю злые мои   деяния. Как я дам ответ Бессмертному   Царю? Или как дерзну я, блудный,   взглянуть на Судию? Милосердный Отче,   Сын Единородный и Дух Святой, помилуй   меня!


И в виду напоминания этого события накануне этого дня в субботу Святая Церковь установила молиться не только за живых ее членов, но и за всех от века почивших православных христианах в надежде воскресения и жизни вечной. Поэтому эта суббота также именуется Вселенской родительской мясопустной субботой.

Поминовение усопших в этот день и приближающееся время поста взаимосвязано, т. к. христианство есть религия любви. В молитве за yмеpших Церковь главным образом высказывает свою любовь. Мы просим Бога помиловать тех, кого мы вспоминаем, а мы помним их, потому что мы их любим. Молясь за них, мы встречаемся с ними во Христе, Который - сама Любовь и Который победил смерть, эту наивысшую степень разобщения и pазлyки.

Установление вселенской родительской субботы перед седмицей мясопустной восходит к преданию апостольскому, что подтверждается Уставом Святой Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввой Освященным на основании древнейшего предания, и обычаем древних христиан собираться в

определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство IV века (святой Иоанн Златоуст в Словах 62-м и 18-м).


Завершается масленичная неделя Прощеным воскресеньем, когда верующие просят друг у друга прощения за все, чем могли обидеть, а в храмах после вечернего богослужения совершается особый церковный чин прощения. Во время этого чина священнослужители и прихожане взаимно просят прощения друг у друга, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.


 

ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ

МЯСОПУСТНАЯ СУББОТА


2 марта 2019 год

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.


Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех от века преставившихся отцов и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

1. Суббота мясопустная.


2. Суббота Троицкая (суббота перед Пятидесятницей-Троицей)


3. Дмитриевская родительская суббота (ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского - 8 ноября по н.ст.)


4. Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста


5. Радоница (на 9-й день после Пасхи)


Первая вселенская родительская суббота называется Вселенской мясопустной субботой.


Это название связано с названием следующего за субботой воскресного дня, который называется Неделей мясопустной - о Страшном суде. В этот воскресный день - заговенье на мясо, т.е заканчивается вкушение мяса. Поэтому и суббота называется мясопустной.


Посвящая Неделю (воскресенье) мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, накануне этого дня в субботу Святая Церковь установила молиться не только за живых ее членов, но и за всех от века почивших православных христианах в надежде воскресения и жизни вечной. Заупокойная служба в этот день называется так: "Память совершаемая  всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших".


В эту субботу Церковь, по своему человеколюбию, особенно молится о тех умерших, которые по тем или иным причинам не получили церковного отпевания или церковной молитвы.


Установление мясопустной родительской субботы восходит к преданию апостольскому, что подтверждается уставом св. Церкви, изложенным в V веке преподобным Саввою Освященным на основании древнейшего предания, и обыкновением древних христиан стекаться в определенные дни на кладбище для поминовения умерших, о чем сохранилось письменное свидетельство из IV века.


Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.


Апостол и Евангелие,


читаемые на заупокойной Литургии в родительскую субботу


Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла


Глава 4, 13-17

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем.


Евангелие от Иоанна


Глава 5, 24-30

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. __ Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца.


Что такое ПАНИХИДА


Паних´ида (греч. всенощный) – заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Свое начало панихида ведет от тех богослужений, которые христиане первых веков в условиях гонений могли проводить только в уединенных местах причем чаще всего – ночью. Панихиды совершаются на третий, девятый, сороковой день, во дни именин и кончины усопших, а также в «родительские субботы».


Что такое ПАРАСТАС


Параст´ас (с греч. «ходатайство») - это заупокойное богослужение, которое совершается накануне родительских суббот, то есть в пятницу вечером. Все песнопения и чтения этого богослужения посвящены молитве за усопших.

Отличается от панихиды тем, что во время этого богослужения при выходе священников в центр храма читается 17-я  кафизма, состоящая из 118 псалма.

В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.


Этот смысл ярко выражен в 19-м стихе данного псалма: «Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих».


Исследователь и толкователь Священного Писания А.П. Лопухин объясняет смысл данного стиха:


«Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовкой к загробной, и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т.е. загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь — довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии».


Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: (имена их), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Как поминать усопших

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в назначенные особые дни поминовения, но и в любой другой день.

Всякий, желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них.

Поминают усопших в домашней и церковной молитвах: на Божественной литургии, на панихиде.

Моление об упокоении усопших православных христиан Церковь совершает в особенности поминовением за Божественной Литургией, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих.

Для этого следует перед началом литургии подать в церкви записки с их именами.

На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в Святую Чашу и омыты Кровью Сына Божия.

Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог.


Как следует подавать записку за умершего:

1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.

2. Вписывая имена усопших, поминайте их в процессе написания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете - это уже молитва.

3. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос "кого?").


4. В записках вписывают имена только крещеных людей в Православной Церкви.

5. На Богослужении не поминаются усопшие, наложившие на себя руки (их можно поминать только в домашней молитве).

6. Должны указываться имена, данные усопшим при крещении.

7. Имена должны быть написаны полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли).

8. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.

9. В записках усопший в течение 40 дней по кончине именуется "новопреставленный".

10.Записки на панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.


ВАЖНО помнить, что необходимо самому присутствовать на Божественной Литургии и молиться за усопших.

Мысль о конце нашей жизни, при воспоминании об отошедших уже в вечность, отрезвляюще действует на каждого, кто забыл о вечности и прилепился всей душой только к тленному и мимотекущему.



 

НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ

Седмица с 24 февраля - 2 марта 2019 года

Неделя о блудном сыне – второй воскресный день подготовительных недель к Великому посту. Название этого воскресенья происходит от евангельской притчи, которая читается за Божественной литургией в этот день.


«Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.» (Лк. 15: 11-32).

В притче этой под отцом разумеется Бог, а под блудным сыном - кающийся грешник. На блудного сына похож всякий человек, который душою своею удаляется от Бога и предается своевольной, грешной жизни; своими грехами он губит свою душу и все дары (жизнь, здоровье, силу, способности), какие получил от Бога. Когда же грешник, образумившись, приносит Богу искреннее покаяние, со смирением и с надеждою на Его милосердие, то Господь, как Отец милосердный, радуется с ангелами Своими обращению грешника, прощает ему все его беззакония (грехи), как бы велики они ни были, и возвращает ему Свои милости и дары.

Рассказом о старшем сыне Спаситель учит тому, что всякий верующий христианин должен от всей души желать всем спасения, радоваться обращению грешников, не завидовать Божией любви к ним и не считать себя достойным Божиих милостей больше, чем те, кто обращается к Богу от прежней своей беззаконной жизни.

Чтобы живее напомнить христианам об удалении их от Отечества Небесного и рабстве греху, Церковь после псалмов полиелейных (на Всенощном бдении накануне воскресного дня) поет 136 псалом, петый евреями в плену вавилонском.


Слова этого псалма по отношению к нам внушают мысль о нашем духовном плене, плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству, Небесному Царствию.


На река’х   Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. Аллилуиа.

На вербиих   посреде его обесихом орга’ны наша.

Яко тамо   вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении.

Воспойте   нам от песней Сионских. Како воспоем   песнь Господню на земли чуждей?

Аще забуду   тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.

Прильпни   язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в   начале веселия моего.

Помяни,   Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль, глаголющия: истощайте, истощайте   до оснований его.

Дщи   Вавилоня окаянная. Блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси   нам.

Блажен иже   имет, и разбиет младенцы твоя о камень. Аллилуиа.


Перевод:

У   рек Вавилона там мы сели и заплакали, когда вспомнилось нам о Сионе. Аллилуиа.


На ивах посреди него повесили мы орга’ны наши.

Ибо там спросили нас пленившие нас о словах песен и уведшие нас – о   пении.

"Пропойте нам из песен Сионских". Как споём мы песнь Господню на   земле чужой?

Если   забуду тебя, Иерусалим, пусть забыта будет десница моя.

Пусть   прилипнет язык мой к гортани моей, если не вспомню тебя, если не поставлю   Иерусалима в начале веселья моего.

Вспомни,   Господи, сынов Эдома в день Иерусалима, говорящих: "Разрушайте,   разрушайте до основания его".

Дочь   Вавилона злосчастная, блажен, кто воздаст тебе возмездие твоё, которым ты   воздала нам.

Блажен,   кто схватит и разобьёт младенцев твоих о камень. Аллилуиа.

Церковь вспоминает притчу о блудном сыне в преддверии Великого поста ― особого времени в жизни каждого человека. Пост дается нам для того, чтобы мы обо всем подумали, помолились, оценили свою жизнь, свои поступки, свои мысли, подвергли их беспристрастному суду ― внутреннему суду голоса своей совести, и помолились Господу о прощении своих грехов и об избавлении от греховного плена.

И пусть для каждого из нас притча о блудном сыне станет великим источником надежды на то, что Бог простит нас, исцелит от грехов ― и настоящих, и прошлых, поможет обрести мир и радость жизни в общении с Ним в

На реках вавилонских Хор Сретенского монастыря

Обработка видео...

Объятия Отча хор Московского Сретенского монастыря

Обработка видео...

Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно иждих мое житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое сердце не презри. Тебе бо Господи, во умилении зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою.

 

НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ


Седмица с 18 февраля - 23 февраля 2019 года


Неделя о мытаре и фарисее – первый воскресный день, с которого начинается приготовление верующих к началу Великого поста. Название этого воскресенья происходит от евангельской притчи, которая читается за Божественной литургией в этот день.


«Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть от всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне, грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 9-14).


Фарисеи между Иудеями составляли древнюю и знаменитую секту; хвалились знанием и исполнением закона. Отличались тщательным исполнением внешних обрядов и особенно крайним лицемерием. Они почитались за добродетельных  праведников, и по видимой святости жизни отличными от прочих людей. Фарисейство стало синонимом лицемерия, двуличности, ханжества.


М́ытари - это сборщики налогов, очень часто позволявшие себе беззаконие, бравшие много сверх того, что им полагалось (собственно, на этом и держалось налоговое дело в те времена), да еще находившиеся на службе у оккупационных властей — у язычников, иноземцев. Земная власть — власть римского наместника — давала преимущество мытарям. И в повседневной жизни, порядочные люди, которым не нужно было чужого, которые не согрешили воровством или блудом, немало терпели от мытарей.


Поскольку главное оружие для завоевания добродетели — это покаяние и смирение, а препятствие к достохвальному смирению — гордость и превозношение, то Церковь прежде всего предлагает нам для размышления нынешнюю притчу из Божественного Евангелия.


Пример фарисея призывает избавиться от страсти гордости и высокомерия, пример мытаря — приобрести противоположные этой страсти - покаяние и смирение.


Церковь внушает готовящимся к посту, подвигу и молитве, что исполнением того, что положено по Уставу, хвалиться не должно. И молитва, и пост святы и спасительны только тогда, когда не омрачены самолюбованием и превозношением. Кто любуется и хвалится своими делами, тот не ведает или забывает, что мы своими силами без помощи Божьей не можем исполнить всего закона и, следовательно, сделаться правыми перед Богом, и само исполнение есть не заслуга, а наш долг.

«Ибо всякий, возносящий себя, смирён будет, а смиряющий себя вознесён будет». Не сам смирится или вознесется, а будет смирен или вознесен. Кем? Конечно, Богом. Наше спасение совершается в соработничестве с Богом. Бог может всё, он и делает за нас почти всё. Но от нас тоже требуется действие, требуется усилие. Каково будет это действие, на что будет направлено усилие – зависит опять-таки от нас. Если на превозношение – то ответным действием Господа будет наше уничижение. А если мы смирим сами себя – то это означает, что Господь вознесет нас.

Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие, только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни.

С этой недели (субботы вечера) до пятой недели Великого Поста (в 2019 году последний раз исполняется на богослужении 13-го апреля)  за Всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется покаянная молитва: «Покаяния отверзи ми двери» …


Покаяния отверзи ми двери Жизнодавче, /   утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, / храм носяй телесный весь   осквернен: / но яко щедр, очисти / благоутробною Твоею милостию.

На спасения стези настави мя Богородице, /   студными бо окалях душу грехми, / и в лености все житие мое иждих: / но   Твоими молитвами / избави мя от всякия нечистоты.

Помилуй мя   Боже, / по велицей милости Твоей, / и по множеству щедрот Твоих, / очисти   беззаконие мое.

Множества   содеянных мною лютых, помышляя окаянный, / трепещу страшнаго дне суднаго: /   но надеяся на милость благоутробия Твоего, / яко Давид вопию Ти: / помилуй мя   Боже / по велицей Твоей милости.


Перевод:

Покаяния врата / отверзи мне, Податель   жизни, / ибо с рассвета стремится дух мой / ко храму святому Твоему, / нося   весь оскверненный телесный храм. / Но Ты, как сострадательный, очисти его /   благосердною Твоею милостью.

На пути спасения / направь меня, Богородица   / ибо постыдными грехами я душу запятнал / и легкомысленно растратил всю   жизнь мою. / Но Твоими молитвами / избавь меня от всякой нечистоты.

Помилуй меня, Боже, по великой милости   Твоей / и по множеству щедрот Твоих изгладь беззаконие мое.

О   множестве соделанных мною согрешений тяжких размышляя, / я, несчастный,   трепещу пред страшным днем суда. / Но, надеясь на милость благосердия Твоего,   / как Давид взываю Тебе: / "Помилуй меня, Боже, / по великой Твоей милости!"


Предостерегая от фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни, Церковь намеренно отменяет на предстоящей неделе пост в среду и пятницу.

Russian chant - Покаяния отверзи ми двери

Обработка видео...