Назад к списку

О молитве 

Как научиться молиться? Ведь молитва, это разговор с Богом, а разговор предполагает диалог, а не монолог, но в основном люди просто вычитывают правила.


 Как научиться молиться? Ведь молитва, это разговор с Богом, а разговор предполагает диалог, а не монолог, но в основном люди просто вычитывают правила. Как бы человек не старался сосредоточиться, мысли рассеиваются. И в то же время наши святые говорят, что молитва, это дар Бога. А как получить этот дар? Как научиться беседовать с Богом и слышать от Него ответ? Порой человек может ходить в церковь всю жизнь и ни разу в своей жизни по - настоящему не помолиться. Получается, что это не зависит от самого человека, если Бог не дал ему дар молитвы? Чаще всего люди в церковь ходят не потому, что их туда тянет душевная потребность, а потому что просто надо в воскресный день идти обязательно в церковь "шесть дней работай, а седьмой посвяти Богу". Как научиться молиться и славить Бога всем умом, душей и всем сердцем?


Молитве не учат в семинарии, ее не найти просто так в храме. Это таинство. У каждого это путьисключительно личный. Его, лучше бы обсуждать с человеком духовно-опытным, чтобы он и подсказал и проконтролировал.

Научиться правильно молиться и просто, и сложно одновременно. Просто, потому что это действительно разговор с Богом. И как разговор он не требует чего-то особенного, просто берешь и говоришь. С другой стороны, это все-таки не просто разговор, а разговор с Тем, Кого перед собой не видишь и Кого очевидно не ощущаешь. 

Как бы банально это не прозвучало, но основа молитвы-  это вера в Бога. Да, конечно, мы все верим в Бога, раз ходим в храм, раз задаем вопросы о молитве. Но в том, то и дело, что это не та вера, которая необходима для молитвы. Это вера бытовая. Ну, например, мы же верим, что существует Антарктида. Именно мы верим. Обычно наше знание основывается или на опыте, или на вере. В Антарктиде мы не были, и значит, лично сказать есть она или нет, мы не можем. А значит, наша уверенность в ее существовании основывается на вере. На вере другим людям, которые там были, не вере книгам, на вере интернету. Но все-таки на вере. Такой же бывает и наша вера в Бога. Мы, конечно, не сомневаемся, что Он есть. Но это все-таки не наш личный опыт. Это мы узнали от других, или прочитали в книгах. 

Таким образом, для настоящего богообщения необходима вера иная, вера, происходящая от личного опыта. Только когда мы сами сможем ощутить бытие Божие, тогда в нас появится настоящая вера. Но это не одноразовый момент. Такая вера вырабатывается в течение долго времени. Есть несколько простых действий для ее приобретения. Во-первых, научиться доверять Богу, полагаясь на Него полностью. В жизненных ситуациях нужно просить Бога, чтобы он управил наш путь по Своей воле. Это не значит, что мы сами не можем просить у Него сделать так, как мы бы хотели. Это значит - принять Его решение как окончательное для нас. Если Он сделает, как мы просим,- хорошо, если нет, то принять как есть. Надо научиться доверять ему так, как дети доверяют родителям. Когда отец подбрасывает вверх ребенка, ребенок не боится, потому что полностью уверен, что отец его поймает. Это страшновато. Да и сложно. Вот поэтому Господь и говорит, что у нас нет веры.

И второй момент, это почувствовать свою нужду в Боге. Ощутить, что Он нужен тебе также, как все необходимое в жизни. Такое отношение приобретается постепенно. Сначала мы просим Бога о том, чтобы нам хотелось в жизни получить. Мы просим как дети, которые хотят новую игрушку. Но надо просить именно как ребенок, то есть неотступно. Постоянно. Так, как будто без этого не жизнь. И если проявить терпение, то о чудо, мы получим то, что просили. Постепенно, наши прошения станут более серьезными. Мы, так сказать, повзрослеем духовно. Будем просить более важных вещей, например, здоровья близким. Чтобы это ни было, важно почувствовать свою зависимость от Бога. Важно ощутить, что именно Он, и только Он, может в радости или трудностях, быть рядом и помочь. 

В такие моменты мы себя как бы насильно раскрываем во вне. Мы как бы открываем душу, приглашая войти туда Бога. И важно! Не ждать чего-то определенного. А важно ждать Его ответа. И этот ответ надо уметь услышать и увидеть. Для этого просто необходимо терпение и внимание. Его ответ может быть самым неожиданным. Это и есть начало настоящего богообщения. В таком состоянии и молитва сама по себе будет настоящей, потому что молитва, как и разговор, это не процесс сам по себе, а это реализация нашего отношения к кому бы то ни было. В данном случае к Богу. Она не цель, она только средство. Ее не нужно искать, искать нужно Бога.